Метод дисконтирования стоимости и оценка эффективности инвестиционных проектов.
ОТВЕТ:
Когда фирма принимает инвестиционное решение, она сравнивает издержки и ожидаемую прибыль в рамках определенного интервала времени. В начале она оценивает данные средства как дающие процентный доход по формуле Vt=(1+r)t, где Vt— процентный доход для одной денежной единицы, которая будет выплачена через t лет при норме процента r. К примеру, 100 денежных единиц при норме процента 10 % годовых дадут 110 денежных единиц, через два года — 121 денежную единицу, через три года — 133,1 денежной единицы. Таким образом, (100 + r) денежных единиц является стоимостью сегодняшних 100 денежных единиц. Возникает вопрос, какова же нынешняя стоимость 100 денежных единиц, выплачиваемых через год, которую экономисты называют текущей дисконтируемой стоимостью. Ее расчет производится по формуле:
Vp=Vt / (1+r) t
Откладывание и сбережение этой суммы означает потерю годового процента, или, другими словами, 91 денежная единица сегодня эквивалентна 100 денежным единицам через год, 83 денежные единицы — 100 денежным единицам через два года, 75 денежных единиц — 100 денежным единицам через три года и т.д. Следовательно, дисконтирование — это исчисление сегодняшнего аналога суммы денег, которая выплачивается в определенный срок при существующей норме процента.
И последний, завершающий, шаг принятия инвестиционного решения фирмой заключается в подсчете дисконтированной стоимости будущих доходов, ожидаемых от инвестиции, и ее сравнение с размером инвестиции. Если ожидаемые доходы больше, чем расходы на инвестиции, то мы имеем положительную дисконтированую стоимость. Она исчисляется следующим образом:
где I - объем инвестиций; Vt – прибыль периода t; r - учетная ставка процента.
Предположим, фирма решила вложить капитал в инвестиционный проект в размере 10 млн дол. Ожидается ежегодное получение прибыли в течение 5 лет в размере 3 млн. дол. Ставка процента равна 10%. Необходимо подсчитать чистую дисконтированную стоимость и определить, является ли данная инвестиция рентабельной.
Дисконтированная стоимость полученного дохода больше, чем размер осуществленных инвестиций. На основании этого данную инвестицию можно рассматривать как рентабельную.
Коэффициенты дисконтирования (приведения) бывают двух видов: реальные и номинальные. Номинальные коэффициенты определяются на базе номинальных цен, а реальные — на базе реальных цен и отражают реальные доходы фирмы. Реальная цена есть цена с учетом величины инфляции. При определении дисконтированной стоимости доходы опираются на номинальную ставку процента, доходы, выраженные в реальных ценах, соотносятся с реальной ставкой процента.
На рынке инвестиционных товаров ставка процента занимает исключительно важное значение. Однако возникает вопрос, почему выплачивается процент. Считать, что процент есть плата за использование денег, было бы неточно. Наилучший способ получить деньги – это заработать их. Однако если их не хватает, человек занимает деньги. Займ — это способ получить еще не заработанные деньги, тем самым повысить степень своего удовлетворения. Это объясняется склонностью потребителя предпочитать при прочих равных условиях текущее потребление будущему, называемому временным предпочтением. Оно проистекает из того, что предельная полезность единицы блага, произведенная сегодня, выше предельной полезности единицы блага, которое будет произведено. Исходя из этого, процент есть цена, которую заемщики платят, чтобы приобрести ресурсы сегодня и не ждать, пока будет заработана необходимая сумма денег для их покупки. Кроме того, это плата, которая компенсирует кредиторам ценность упущенных возможностей. Процентные ставки, взимаемые кредиторами с заемщиков, отражают норму временного предпочтения, а также плату за риск и издержки по оформлению займов. Иначе говоря, процентная ставка есть мера, убеждающая кредитора в необходимости приобретения блага с целью получения определенных преимуществ в будущем
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Микроэкономика»
- Основные этапы развития экономической теории.
- Предмет экономической теории: различные подходы. Современное определение предмета экономической теории.
- Методы экономического исследования: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, экономическое моделирование.
- Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
- Виды экономических систем, сравнительная характеристика их эффективности.
- Рынок: условия возникновения, экономическое содержание, функции. Конкуренция и ее виды.
- Структура и инфраструктура рынка.
- Основные категории товарного хозяйства: благо и товар.
- Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Современные деньги.
- Экономические субъекты рынка. Модель кругооборота благ и доходов.
- Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений: понятие, классификация.
- Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложения.
- Эластичность спроса и предложения. Практическое применение понятия эластичности.
- Кардиналистская теория потребительского поведения: закон убывающей предельной полезности и правило максимизации общей полезности.
- Кардиналистская (количественная) теория
- Ординалистская теория потребительского поведения: кривые безразличия, бюджетное ограничение и оптимум потребителя.
- Оптимум потребителя
- Производственная функция и ее виды.
- Издержки предприятия и их виды: переменные, общие и средние. Графическое изображение динамики различных видов издержек.
- Постоянные, переменные и общие издержки
- Средние издержки
- Графическое изображение динамики различных видов издержек.
- Издержки экономические и издержки бухгалтерские. Нормальная и экономическая прибыль.
- Классификация рисков
- Максимальная прибыль достигается в двух случаях:
- Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.
- Дифференциация продукции и максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции.
- Максимизация прибыли
- Поведение фирмы в условиях олигополии:
- 3.Лидерство в ценах-это такая ситуация, когда в отраслях существует значительное число фирм, среди которых самая крупная фирма выступает лидером, на поведение лидера ориентируются все остальные фирмы:
- Модель равновесия на рынке ресурсов: доход от предельного продукта фактора производства и формирование цены.
- Монопсония и двусторонняя монополия на рынке труда.
- Понятие капитала: различные трактовки. Капитал и инвестиции в экономической теории.
- Метод дисконтирования стоимости и оценка эффективности инвестиционных проектов.
- Оценка общей эффективности проекта для инвестора
- Оценка внешних эффектов проекта
- Рынок земли: спрос, предложение и формирование равновесной земельной ренты.
- Земельная рента и ее виды. Земельная рента, арендная плата и цена земли.
- Внешние эффекты, их классификация и интернализация. Теорема Коуза.
- Классификация:
- Интернализация внешних эффектов
- Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ
- Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ.
- Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- Перераспределение доходов: цели и методы.