Оценка внешних эффектов проекта
2-ой нюанс оценки проектов состоит в том, будто проект будет иметь ценность не только в глазах инвестора. К примеру, вложения в образование неких людей принесет пользы больше не им самим, а сообществу в целом, которое потом использовало для своих нужд открытия и изобретения ученых.
Инвестиционные проекты коммерческих организаций на ряду с из коммерческой значимостью имеют также следующие эффекты:
1. Социальный эффект оценивается пользой проекта для общества, или живущего кругом места реализации плана, или работающего на проекте, и состоит:
-
в повышении уровня зарплат;
-
в развитии инфраструктуры и иных возможностей для населения вокруг места реализации проекта.
2. Налоговый эффект оценивается объемом прогнозируемых налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (муниципальный, региональный, федеральный).
3. Бюджетный эффект оценивается в случае, если проект полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств. Определяется, сколько денег после реализации проекта будет возвращено через налоговые платежи за определенный период времени.
4. Экологический эффект имеет место, если проект так или иначе затрагивает экологическую ситуацию.
Все результаты плана для остальных сторон существенны, так как фирма и проект пребывают в окружении сообщества, людей, государства, природы. Если от плана улучшается окружение, то наверное лучше и для коммерческой организации, которая реализует инвестиционный проект, так как в мире все взаимосвязано.
-
Формирование финансового капитала: спрос, предложение и равновесная ставка процента на рынке заемных средств.
ОТВЕТ:
В экономической теории существуют также понятия финансового или ссудного каптала.
Ссудный капитал представляет собой денежный кредит или так называемые заемные средства. Поскольку капитал имеет многоплановую структуру в соответствии с делением понятия капитала на капитальные блага, услуги капитала и ссудный капитал, рынок капитала делится на три сегмента: 1) рынок капитальных благ, 2) рынок услуг капитала, 3) рынок заемных средств. Необходимо обратить внимание на то, что рынок заемных средств обслуживает оба сегмента. Рынок капитала на заемные средства может приобрести блага или взять их в аренду на рынке услуг капитала.
Таким образом, третий сегмент рынка капитала – рынок заемных средств - принимает участие в создании платежного спроса на первых двух сегментах. Поскольку любой рынок представляет собой взаимодействие спроса, предложения и рыночной цены, то цена на рынке капитала будет формироваться по тому же принципу, что и на товарном рынке.
При формировании цены на рынке капитальных благ она будет выступать в той же самой форме, что и на товарном рынке, однако на рынке услуг капитала цена представляет собой рентную оценку услуг капитала и выступает в виде арендной платы. На сегменте рынка заемных средств или ссудного капитала цена полученных и отданных в кредит денег определяется стоимостью кредита и является ссудным процентом.
Бизнес оценивает ссудный капитал по величине дохода, полученного от реализации инвестиционного проекта. Этот доход подсчитывается в виде нормы дохода или доходности и выражается в процентах. Однако предельный доход от инвестированного в производство капитала как предельного фактора имеет склонность к понижению, поэтому, чем больше переменного капитала будет вложено в производство, при неизменности других факторов, тем меньше величина предельного дохода от вложенных средств будет получена а, следовательно, тем меньше оценка ссудного капитала. Таким образом функция спроса на рынке заемных средств имеет отрицательный наклон, что означает обратную зависимость предельного дохода от количества вложенных в производство средств.
Цена предложения на рынке ссудного капитала также выражается в процентах, но их экономическое содержание является иным. Оно основывается на межвременном выборе, который осуществляет потребитель, делая выбор между текущим и будущим потреблением. Пропорция, в которой индивидуум разделяет свой доход на текущее и будущее потребление, определяется степенью его терпимости не тратить весь доход сразу. Величина терпимости зависит: 1) от размера дохода; 2) от возможностей получить за это вознаграждение. Тот доход, который индивидуум намерен получить за отказ от текущего потребления, можно представить в виде доходности или нормы дохода. Она выражается в процентах от денежной суммы, которую передает другим лицам на временное пользование.
На рынке заемных средств индивидуумы выступают на стороне предложения. Они рассматривают свой доход как плату за отказ потратить свои денежные средства. В свою очередь, предприниматели, выступающие на рынке заемных средств на стороне спроса, учитывают следующие факторы: 1) настоятельность потребителей в средствах на текущее потребление в производстве, т.е. необходимость инвестирования; 2) риски; 3) размер издержек упущенной возможности использовать заемные средства на данный момент времени; 4) величина ожидаемой нормы прибыли и инвестиций.
Таким образом, благодаря заемным средствам, предприниматель получает возможность начать производство или расширить его в любой момент времени или в зависимости от сложившейся ситуации на рынке. Несмотря на то, что критерии оценки заемных средств, а также мотивация спроса и предложения отличаются друг от друга, цена спроса и цена предложения выражаются одинаково - в процентах. Это дает возможность свести выявление спроса и предложения заемных средств к двум общим параметрам:
1) процент как цена заемных средств;
2) количество заемных средств, в денежных единицах.
Когда планы индивидуумов по предоставлению заемных средств и планы предпринимателей по их использованию совпадают, то рынок ссудного капитала переходит в равновесие. Равновесная цена заемных средств выражается равновесной ставкой процента. Экономическая теория трактует процентную ставку в рамках теории реального процента и в рамках денежной теории процента.
Рис. 4.11. Спрос, предложение и равновесие на рынке заемных средств
В первом случае, выступая в роли равновесной цены на рынке заемных средств, ставка процента, а точнее ее колебания, приводят в соответствие планы индивидуумов на размеры текущего потребления и планы предпринимателей на объем производимой продукции. Совпадение этих планов и есть равновесие.
Во втором случае денежная теория процента рассматривается в качестве объекта спроса и предложения на денежном рынке. Сами деньги, и соответственно проценты, трактуются как цена предоставленных в кредит денег, т.е., как стоимость кредита. Здесь равновесная процентная ставка выступает как равновесная цена кредита. Таким обазом мотив кредитования – это не отказ от части текущего потребления в пользу будущего, а получение процентов как вознаграждение за отказ от части ликвидности.
Различают реальную и номинальную ставку процента. Номинальная процентная ставка сообщает нам, какую сумму денег нужно заплатить за кредит или, наоборот, получить за вложение денежных средств. Реальная ставка процента показывает, какое дополнительное количество товаров и услуг мы можем приобрести за причитающийся нам номинальный доход от вклада. Реальная процентная ставка выражает покупательную способность номинальной суммы денег, уплаченной за кредит или полученной как доход от депозита.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Микроэкономика»
- Основные этапы развития экономической теории.
- Предмет экономической теории: различные подходы. Современное определение предмета экономической теории.
- Методы экономического исследования: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, экономическое моделирование.
- Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
- Виды экономических систем, сравнительная характеристика их эффективности.
- Рынок: условия возникновения, экономическое содержание, функции. Конкуренция и ее виды.
- Структура и инфраструктура рынка.
- Основные категории товарного хозяйства: благо и товар.
- Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Современные деньги.
- Экономические субъекты рынка. Модель кругооборота благ и доходов.
- Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений: понятие, классификация.
- Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложения.
- Эластичность спроса и предложения. Практическое применение понятия эластичности.
- Кардиналистская теория потребительского поведения: закон убывающей предельной полезности и правило максимизации общей полезности.
- Кардиналистская (количественная) теория
- Ординалистская теория потребительского поведения: кривые безразличия, бюджетное ограничение и оптимум потребителя.
- Оптимум потребителя
- Производственная функция и ее виды.
- Издержки предприятия и их виды: переменные, общие и средние. Графическое изображение динамики различных видов издержек.
- Постоянные, переменные и общие издержки
- Средние издержки
- Графическое изображение динамики различных видов издержек.
- Издержки экономические и издержки бухгалтерские. Нормальная и экономическая прибыль.
- Классификация рисков
- Максимальная прибыль достигается в двух случаях:
- Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.
- Дифференциация продукции и максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции.
- Максимизация прибыли
- Поведение фирмы в условиях олигополии:
- 3.Лидерство в ценах-это такая ситуация, когда в отраслях существует значительное число фирм, среди которых самая крупная фирма выступает лидером, на поведение лидера ориентируются все остальные фирмы:
- Модель равновесия на рынке ресурсов: доход от предельного продукта фактора производства и формирование цены.
- Монопсония и двусторонняя монополия на рынке труда.
- Понятие капитала: различные трактовки. Капитал и инвестиции в экономической теории.
- Метод дисконтирования стоимости и оценка эффективности инвестиционных проектов.
- Оценка общей эффективности проекта для инвестора
- Оценка внешних эффектов проекта
- Рынок земли: спрос, предложение и формирование равновесной земельной ренты.
- Земельная рента и ее виды. Земельная рента, арендная плата и цена земли.
- Внешние эффекты, их классификация и интернализация. Теорема Коуза.
- Классификация:
- Интернализация внешних эффектов
- Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ
- Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ.
- Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- Перераспределение доходов: цели и методы.