Модель равновесия на рынке ресурсов: доход от предельного продукта фактора производства и формирование цены.
ОТВЕТ:
Ценообразование на рынках факторов производства играет важную роль в экономике: оно определяет долю каждого человека в
два вида дохода: во-первых, доход как понятие частнохозяйственное, т. е. на микроуровне, — сумма денежных поступлений в руки какого-либо лица в соответствии с собственностью на фактор производства; во-вторых, доход как понятие народнохозяйственное (национальный доход), т.е. на макроуровне.. Как устанавливаются цены на факторы производства (труд, капитал, землю), и, соответственно, образуются доходы в форме заработной платы, процента и земельной ренты, т. е. факторные доходы? Факторным доходом является и прибыль предпринимателя.
Экономическим механизмом распределения в рыночной системе является цена ресурса, или фактора производства, которая определяет размер дохода потребителя. Цены на рынке в свою очередь определяют структуру расходов потребителей, их способность купить тот или иной товар и таким образом повлиять на размер дохода других людей.
Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Но, во-первых, спрос на факторы производства и уровень их цен являются производными от потребительского спроса, поскольку труд, капитал, земля необходимы в конечном счете для того, чтобы произвести необходимые людям предметы потребления. Следовательно, спрос на тот или иной фактор производства зависит от спроса на товары, производимые с помощью этого фактора. Спрос на труд, капитал и землю — это всегда производный спрос. Например, спрос на труд железнодорожников определяется спросом на перевозки. Это значит, что размер спроса на определенный фактор зависит от производительности данного фактора при создании продукта и от цены товара, произведенного с помощью фактора.
-
Спрос на труд, предложение труда и формирование заработной платы на рынке труда совершенной конкуренции.
ОТВЕТ:
Труд является важнейшим фактором производства и основным источником доходов экономически активной части населения.
Рынок труда - это сфера контактов между продавцами и покупателями рабочей силы, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение трудовых ресурсов. Рынок труда включает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через него большинство работающего населения получает работу, проводит там основную часть своего активного времени и получает доходы.
Рынок труда имеет ряд особенностей, заслуживающих специального внимания.
1. На рынке труда покупается только способность к труду - рабочая сила, а сам индивид не может ни покупаться, ни продаваться. Покупатель рабочей силы вступает в контакт со свободным человеком, права которого он обязан соблюдать.
2. Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и такими дополнительными льготами, как медицинское обслуживание, служебный транспорт, питание на работе, оплачиваемый отпуск и т.д. Включение дополнительных льгот в денежную компенсацию усложняет проблему определения рыночной цены труда.
3. Трудовые контракты являются многосторонними соглашениями. Кроме денежного аспекта сделки они включают: содержание и условия труда; перспективы продвижения по службе; микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве; вероятность сохранения рабочего места и др. Сложность трудовых контактов затрудняет поиск работы и порождает несовершенство информации о вакансиях для ищущих работу, а также предлагающих труд - для предпринимателей.
4. Рынок товаров, как правило, представляет в основном рынок стандартизированных продуктов, особенно когда речь идет о сырье или полуфабрикатах. Рынок труда резко контрастирует с рынком продуктов. Все работники значительно отличаются друг от друга многими качествами, в частности способностями и предпочтениями, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.
5. То, что потребитель или предприниматель покупает сегодня, не имеет никакого отношения к тому, что они купили вчера или купят завтра. А вот при покупке труда продолжительность контактов продавца и покупателя имеет существенное значение. Она приносит выгоды как работодателю, так и наемному рабочему. От продолжительности работы зависит опыт рабочего, что повышает производительность труда и, следовательно, увеличивает денежные компенсации работающему. Обучая рабочих, наниматель вкладывает в них большие средства, поэтому прерывание контракта нанесет ущерб обеим сторонам.
6. В отличие от материально-вещественных факторов производства незанятость трудовых ресурсов имеет значительные человеческие и экономические издержки. Поскольку' большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Неиспользуемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда.
7. По сравнению с обычным рынком на рынке труда присутствует большое число институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку "правил игры" на рынке труда.
Рынок труда в условиях совершенной конкуренции - это упрощенная, абстрагированная от многих сложных реальностей модель рынка труда, предназначенная для познания наиболее существенных его сторон. Данная модель построена на ряде ограничений и предположений.
1. На рынке труда присутствуют множество работников и предпринимателей, поэтому никто из них не оказывает существенного влияния на рыночную цену труда. Все они являются ценополучателями.
2. Работники и предприниматели свободны в своих решениях входить на данный рынок труда и покидать его. Они могут без всяких ограничений переходить от одного предпринимателя к другому.
3. Ни предприниматели, ни работники не создают на рынке труда каких-либо организаций, требующих снижения или повышения заработной платы. Государственное регулирование на таком рынке отсутствует.
4. Обе стороны хорошо информированы о состоянии рынка труда. Первые знают об имеющихся вакансиях, об уровне заработной платы и других условиях найма, вторые - о масштабах предложения труда и о том уровне заработной платы, который устраивает продавцов трудовых услуг.
5. В поведении работников и предпринимателей преобладает экономическая мотивировка. При прочих равных условиях работники предпочитают более высокую заработную плату, а предприниматели стремятся максимизировать прибыль.
Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены.
Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену труда. В нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных видов вознаграждений за труд.
В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени — часа, дня и т. д. Это определение позволяет разграничить общие заработки и собственно заработную плату.
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. Реальная заработная плата — это та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной — от уровня цен на предметы потребления и платные услуги и рассчитывается по формуле:
,
где W r – реальная заработная плата, W – номинальная заработная плата, P – индекс цен. Классическая теория занятости предполагает построение функций совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда, применимых к условиям рынка совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства.
На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями — реальной заработной платой и стоимостью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (вспомним закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продукта сравняется с величиной заработной платы.
Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Микроэкономика»
- Основные этапы развития экономической теории.
- Предмет экономической теории: различные подходы. Современное определение предмета экономической теории.
- Методы экономического исследования: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, экономическое моделирование.
- Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
- Виды экономических систем, сравнительная характеристика их эффективности.
- Рынок: условия возникновения, экономическое содержание, функции. Конкуренция и ее виды.
- Структура и инфраструктура рынка.
- Основные категории товарного хозяйства: благо и товар.
- Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Современные деньги.
- Экономические субъекты рынка. Модель кругооборота благ и доходов.
- Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений: понятие, классификация.
- Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложения.
- Эластичность спроса и предложения. Практическое применение понятия эластичности.
- Кардиналистская теория потребительского поведения: закон убывающей предельной полезности и правило максимизации общей полезности.
- Кардиналистская (количественная) теория
- Ординалистская теория потребительского поведения: кривые безразличия, бюджетное ограничение и оптимум потребителя.
- Оптимум потребителя
- Производственная функция и ее виды.
- Издержки предприятия и их виды: переменные, общие и средние. Графическое изображение динамики различных видов издержек.
- Постоянные, переменные и общие издержки
- Средние издержки
- Графическое изображение динамики различных видов издержек.
- Издержки экономические и издержки бухгалтерские. Нормальная и экономическая прибыль.
- Классификация рисков
- Максимальная прибыль достигается в двух случаях:
- Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.
- Дифференциация продукции и максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции.
- Максимизация прибыли
- Поведение фирмы в условиях олигополии:
- 3.Лидерство в ценах-это такая ситуация, когда в отраслях существует значительное число фирм, среди которых самая крупная фирма выступает лидером, на поведение лидера ориентируются все остальные фирмы:
- Модель равновесия на рынке ресурсов: доход от предельного продукта фактора производства и формирование цены.
- Монопсония и двусторонняя монополия на рынке труда.
- Понятие капитала: различные трактовки. Капитал и инвестиции в экономической теории.
- Метод дисконтирования стоимости и оценка эффективности инвестиционных проектов.
- Оценка общей эффективности проекта для инвестора
- Оценка внешних эффектов проекта
- Рынок земли: спрос, предложение и формирование равновесной земельной ренты.
- Земельная рента и ее виды. Земельная рента, арендная плата и цена земли.
- Внешние эффекты, их классификация и интернализация. Теорема Коуза.
- Классификация:
- Интернализация внешних эффектов
- Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ
- Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ.
- Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- Перераспределение доходов: цели и методы.