logo
Ответы МИКРОЭКОНОМИКА

Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложения.

ОТВЕТ:

Предложение  как экономическая категория характеризует то количество товаров (услуг), которое желает и может предложить производитель (продавец) по определенной цене за определенное время. Зависимость объема предложения от определенных его факторов характерезует функция предложения: Qs = f (P, Pres , T’, K, Ps, Pc, N, Ес), где Qs – объем предложения; P – цена товара;  Pres – цена ресурсов которые задействованы в производстве данного товара; T' – налоги на производителя (или исубсидии); К – уровень технологий; Ps – цена товара субститута; Pc – цена товара комплемента; N – общее число производителей данного товара; Ес – ожидания производителей.  Закон предложения: при прочих равных условиях величина предложения находится в прямой зависимости от цены (поскольку чем выше цена, тем больше стимула у производителей и продавцов производить товар на рынке).   Различают два понятия: 1) величина предложения – меняется под воздействием ценового фактора и на графике это выглядит как движение вдоль кривой предложения из одной точки в другую.  Рис.: изменение величины предложения 2) само предложение – меняется под воздействием неценовых факторов и на графике это выглядит как сдвиг всей кривой предложения вправо (если оно увеличилось) или влево (если оно уменьшилось).  Рис.: изменение самого предложения   Цена предложения – это минимальная цена, по которой производитель (продавец) готовы продать свой товар. Она ограничена снизу издержками производства. Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое произ­водители хотят предложить на рынке. Кривая предложения име­ет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуаль­ное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. Рыночное предложе­ние — совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителя­ми по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения. Предложение, так же как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов:

а)изменения издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение - вправо;

б) выхода на рынок новых фирм, что увеличивает предложение вне зависимости от цен;

в) изменения цен на другие товары, приводящего к переливу ресурсов (уход фирм из отраслей), что уменьшит предложение;

г) природных катастроф, политических действий, войн, разрушающих экономику, что вызовет сокращение предложения.