2. Законы спроса и предложения
1) Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить.
Закон спроса утверждает, что существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. В его основе лежат три причины: 1) эффект нового покупателя, 2) эффект замещения и 3) эффект дохода.
2) Закон предложения: чем выше цены, тем больше величина предложения товара; чем ниже цена, тем величина предложения меньше. Если по некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него, то на рынке возникает избыток этого товара; если же величина спроса на товар будет больше величины его предложения, то товар станет дефицитным. Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной. Она находится на пересечении кривых спроса и предложения.
Закон спроса характеризует поведение потребителей, закон предложения – поведение производителей (продавцов). Закон спроса выражает обратную зависимость количества товара от его цены. Объем спроса определяется не только стоимостью товара, но и следующими неценовыми факторами:
1) текущими доходами потребителей, которые характеризуют их платежеспособность и являются определяющим условием набора потребительской корзины;
2) вкусами и предпочтениями. Как правило, они не меняются с течением времени (например, следование моде). Некоторые покупатели предпочитают приобретать продукцию определенной фирмы, для них большое значение имеют товарные знаки и марки производителя;
3) ценой на другие товары. Существует 2 вида товаров:
а) конкурирующие товары (например, масло и маргарин). При повышении цены на масло автоматически увеличится спрос на маргарин, поскольку покупатель всегда ориентируется на систему относительных цен. Это означает, что при одинаковом качестве товара его выбор будет в пользу более дешевого;
б) товары, дополняющие друг друга, т. е. при подорожании бензина спрос на автомобили снизится;
4) потребительскими ожиданиями. Покупатель ориентируется на экономическую ситуацию в стране. Ожидание инфляции вызывает ажиотаж на рынке, поскольку в этом случае существует угроза повышения цен на товары первой необходимости;
5) количеством потребителей, предъявляющих спрос на рыночную продукцию. Вопреки закону спроса существует тип товара (товар Гиффена), который характеризуется прямой зависимостью величины спроса от уровня цен. Например, картофель во время гайдаровских реформ практически вытеснил из потребления другие товары. Возникла угроза дефицита этого продукта, и цены на него стали повышаться. Поэтому потребители начали его скупать, мотивируя свои действия желанием успеть приобрести данный товар до нового повышения уровня цен.
На предложение влияет 2 вида факторов.
1. Ценовые факторы - связаны непосредственно с динамикой цен на товары и услуги.
2. Неценовые факторы:
1) изменение цен на ресурсы. Для производства фирма закупает сырье и оборудование. При повышении их стоимости издержки предприятия становятся слишком высокими, и фирма вынуждена сокращать масштабы производства, что вызывает снижение величины предложения на рынке;
2) разработка новых технологий позволяет фирме повысить эффективность производства и количество произведенного продукта;
3) динамика величины налогообложения. Налоги представляют собой регулярные отчисления из бюджета фирмы в казну государства. Их увеличение вызывает сжатие объемов производства и, как следствие, снижение предложения;
4) изменение цен на другие товары. Повышение уровня цен на один товар вызывает сокращение предложения товаров-заменителей (масло и маргарин) и рост поставки товаров-дополнителей (бензин и автомобили);
5) численность продавцов на рынке. При совершенной конкуренции множество фирм производят однородный товар. Это может привести к нарушению динамики предложения, поскольку поставка продукции увеличивается, что не соответствует величине спроса;
6) монополизм подразумевает сосредоточение функции контроля цен в руках одной организации. Фирмы-монополисты устанавливают завышенные цены на свой продукт, несоразмерные с его ценностью и издержками производства.
- Содержание
- I Микроэкономика. Макроэкономика
- 1.1 Введение в экономическую теорию
- 1. Экономическая наука, её функции.
- 2. Предмет экономической науки.
- 3. Методология и методы экономических исследований
- 4. Экономические системы.
- 5. Экономические модели.
- 6. Хозяйственная деятельность и ее стадии
- 7. Объективные условия и противоречия экономического развития общества
- 8. Проблема безграничных потребностей общества и рационального использования ограниченных экономических ресурсов
- 9. Простое и расширенное воспроизводства
- 10. Деньги как категория товарного производства и их роль в экономике
- 11. Современная денежная система
- 12. Основы рыночного обмена.
- 13. Понятие рынка
- 14. Экономические законы рынка
- 15. Регулирование рыночных процессов
- 16. Преимущества и недостатки рыночной экономики
- 17. Виды, функции, механизм и инфраструктура рынка
- 18. Основные понятия собственности, её экономические и правовые аспекты.
- 19. Формы собственности и их влияние на эффективность хозяйственной деятельности
- 20. Разгосударствление и приватизация как основа развития рыночных отношений
- 21. Формирование и развитие рыночных отношений на современном этапе
- 1.2 Микроэкономика
- 1. Основы теории спроса и предложения
- 2. Законы спроса и предложения
- 3. Рыночное равновесие и его модели
- 4. Механизм формирования рыночной цены
- 5. Эластичность спроса и предложения по цене и доходу
- 6. Издержки производства, их сущность, структура и пути снижения
- 7. Факторы производства и теория предельной производительности
- 8. Факторные рынки и цены на ресурсы
- 9. Рынок труда и его характеристика
- 10. Цена и оплата труда.
- 11. Фирма и ее роль в рыночной экономике
- 12. Экономическое равновесие фирмы на конкурентном рынке
- 13. Формирование прибыли фирмы, ее источники и функции
- 14. Издержки фирмы
- 15. Планирование бизнеса
- 16. Показатели эффективности работы фирмы
- 17. Конкуренция и ее виды
- 18. Методы конкурентной борьбы
- 19. Рынок монополистической конкуренции
- 20. Монополия, рынок совершений конкуренции
- 21. Олигополия
- 22. Антимонопольная политика государства.
- 23.Экономика природных и сельскохозяйственных ресурсов
- 24. Рынок земли.
- 25. Цена земли
- 1.3 Макроэкономика
- 1. Макроэкономические цели.
- 2. Основные макроэкономические школы
- 3. Показатели функционирования национальной экономики, их взаимосвязь и методы исчисления
- 4. Структура национального рынка
- 5. Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения
- 6. Система национального счетоводства и ее роль
- 7. Экономическое равновесие - частичное и общее
- 8. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 9. Инвестиции как фактор экономического роста, их источники, функциональная роль, направления использования
- 10. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 11. Модели макроэкономического равновесия
- 12. Экономический цикл: содержание, фазы, типы
- 13. Государственное антициклическое регулирование
- 14. Инфляция: сущность, формы, причины, последствия
- 15. Антиинфляционная политика
- 16. Занятость и безработица: причины, виды, последствия, взаимосвязь с инфляцией
- 17. Доходы населения и их перераспределение
- 18. Социальная политика государства
- 19. Финансовая система и финансовая политика
- 20. Государственный бюджет и фискальная политика
- 21. Управление государственным долгом
- 22. Кредитно-денежная политика и ее инструменты
- 23. Финансовые активы: виды, характеристики, способы обращения
- 24. Рынок ценных бумаг
- 25. Фондовая биржа
- 26. Налоги: сущность, виды, формы, принципы налогообложения
- 27. Налоговая система рф
- 28. Современные реформы налогообложения
- 29. Функции государства в смешанной экономике
- 30. Бюджетно-налоговая политика и ее институты
- II Финансы. Деньги, кредит, банки
- 2.1 Финансы. Финансовая система
- 1. Экономическая сущность финансов
- 2. Функции финансов, их использование в кругообороте экономических ресурсов.
- 3. Финансовая система рф, её составляющие
- 5. Управление финансами, финансовое планирование и контроль
- 6. Бюджетное устройство и бюджетный процесс, структура доходов и расходов Государственного бюджета рф
- 7. Бюджетный федерализм
- 8. Финансы домохозяйств
- 9. Состав финансовых ресурсов предприятия и их источники
- 10. Финансовое обеспечение деятельности предприятия
- 11. Выручка от реализации
- 12. Балансовая прибыль, её формирование и распределение
- 13. Рентабельность
- 14. Оборотные средства предприятия, их формирование и использование
- 15. Инвестиционная деятельность предприятия
- 16. Финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность предприятия
- 17. Основные средства предприятия и эффективность их использования
- 2.2 Денежно-кредитное обращение
- 1. Возникновение и сущность денег
- 2. Экономические теории денег
- 3. Денежное обращение: спрос на деньги, денежные агрегаты и предложение денег, баланс денежной массы, закон денежного обращения
- 4. Динамика национальной денежной массы
- 5. Денежные системы
- 6. Деньги в международных экономических отношениях
- 7. История и причины возникновения кредитных отношений
- 8. Сущность ссудного капитала и его источники
- 9. Кредитные ресурсы
- 10. Ссудный фонд
- 11. Финансовый рынок и его роль в формировании кредитных отношений
- 12. Ссудный капитал и ссудный процент
- 13. Формы и виды кредита
- 14. Функции кредита
- 15. Кредитные операции
- 16. Принципы, методы, объекты кредитования
- 17. Кредитный договор
- 18. Государственный кредит
- 19. Государственное регулирование кредитных отношений
- 2.3 Банковская система
- 1. Банковская система рф
- 2. Центральный банк России
- 3. Инструменты кредитной политики цб России
- 4. Коммерческие банки
- 5. Функции, операции и услуги коммерческих банков
- 6. Прибыль и рентабельность коммерческих банков
- 7. Виды специализированных небанковских учреждений
- 8. Участие банков в инвестиционной деятельности
- III Менеджмент
- 3.1 Теоретические основы менеджмента
- 1. Методологические основы менеджмента
- 2. Характерные черты, стадии менеджмента
- 3. Развитие менеджмента в прошлом
- 4. Перспективы развития теории и практики менеджмента
- 5. Принципы эффективного управления
- 6. Менеджмент как ресурсосберегающее управление
- 7. Цели, задачи и направления управленческой деятельности
- 8. Методология современного управления
- 9. Уровни и масштабы управления
- 10. Делегирование полномочий, обязанностей и распределение ответственности
- 11. Критерии оценки эффективности менеджмента
- 12. Особенности системного и ситуационного подходов
- 13. Управление по результатам
- 3.2 Менеджмент предприятия
- 1. Содержание и взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля деятельности предприятия
- 2. Управление планированием деятельности предприятия
- 3. Стратегическое планирование в системе менеджмента
- 4. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 5. Выбор стратегии управления и прогноз его эффективности
- 6. Организационная структура управления предприятием
- 7. Объекты управления на предприятии и координация их деятельности
- 8. Организационные коммуникации
- 9. Научные методы подготовки и принятия решений
- 1.Коллективные методы обсуждения и принятия решений
- 2.Эвристические методы принятия решения.
- 3.Количественные методы принятия решений
- 10. Менеджер, его роль, функции и задачи
- 11. Имидж менеджера
- 12. Принципы, стили и методы управления
- 13. Архетипы управления
- 14. Модели поведения руководителй х, у, z
- 15. Персонал
- 16. Кадры предприятия
- 17. Состав и структура кадров
- 18. Система управления кадрами
- 19. Кадровая политика: содержание и эффективность
- 20. Системы и формы оплаты труда
- 21. Потребности, вознаграждения
- 22. Теории и практика мотивации
- 23. Коммуникации в организации, сущность, значение, эффект
- IV Мировая экономика
- 1. Понятие мирового хозяйства и мировой экономической системы
- 2. Международное разделение труда – основа формирования мирового хозяйства
- 3. Современные тенденции изменения конкурентоспособности
- 4. Теория сравнительных преимуществ
- 5. Основы международной торговли
- 6. Мировая торговля и её влияние на структуру внешней торговли
- 7. Оценка внешнеторгового оборота
- 8. Теория факторов Хекшера-Олина
- 9. Парадокс в. Леонтьева
- 10. Влияние факторов производства на структуру внешней торговли
- 11. Теорема Рыбчинского
- 12. Влияние технического прогресса на цикл жизни товара, структуру внешней торговли
- 13. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 14. Таможенные тарифы и нетарифные барьеры
- 15. Международная валютно-финансовая система
- 16. Международный кредитно-финансовый рынок
- 17. Миграция основных факторов производства: капитала, рабочей силы
- 18. «Добровольные» экспортные ограничения
- 19. «Новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли
- V Экономика предприятий (организаций)
- 5.1 Предприятие как субъект хозяйствования и основы его деятельности
- 1. Предприятие как основное звено рыночного хозяйства
- 2. Цели функционирования предприятия, его организационно-правовые формы
- 3. Финансовая и материальная базы предприятий
- 4. Стратегия деятельности и товарная политика предприятия
- 5. Производственная и организационная структуры предприятия, организация управления производством
- 6. Планирование, прогнозирование и контроль деятельности предприятия
- 7. Издержки производства и оценка результатов деятельности
- 8. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 9. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование деятельности и трудовых отношений на предприятии
- 5.2 Предпринимательство и предпринимательская деятельность
- 1. Сущность предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности
- 2. Цели, виды и формы организации предпринимательской деятельности
- 3. Субъекты предпринимательской деятельности
- 4. Мероприятия по повышению эффективности предпринимательской деятельности
- 5. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование предпринимательства
- 6. Современные формы и проблемы предпринимательской деятельности в России
- 7. Государственная поддержка деятельности малых предприятий
- VI Экономический анализ и финансовый учет
- 6.1 Основы экономического анализа
- 1. Сущность, цели экономического анализа
- 2. Методологические основы и методы экономического анализа
- 3. Текущий, оперативный и перспективный анализ, факторы роста эффективности производства
- 4. Финансовый анализ деятельности предприятия
- 5. Основы комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия
- 6. Сущность анализа, методы оценки финансового состояния
- 7. Основы маржинального анализа (анализа безубыточности)
- 8. Анализ рисков в хозяйственной и финансовой деятельности предприятия
- 6.2 Финансовый учет и бухгалтерская отчетность
- 1. Основы организации и содержание финансового учета на предприятии
- 2. Состав бухгалтерской отчетности
- 3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база финансового анализа
- 4. Управленческий учет
- 5. Взаимосвязь финансового и управленческого учета