Творчество т. Веблена.
Основные работы: "Теория праздного класса" (1899); "Теория делового предприятия" (1904)
Основоположник старого институционализма (и институционализма вообще) американец норвежского происхождения Т. Веблен известен прежде всего своей резкой критикой против неоклассического понимания человека как рационального оптимизатора. Человек, по мнению Т. Веблена, не является "калькулятором, мгновенно вычисляющим удовольствие и боль"107[1], связанные с приобретением благ, т.е. выгоды и издержки их получения. Поведение хозяйствующего субъекта определяется не оптимизирующими расчетами, а инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей. Инстинкты представляют собой цели осознанного человеческого поведения, формирующиеся в определенном культурном контексте и передающиеся из поколения в поколение. Перечень основных инстинктов, управляющих поведением "цивилизованных народов Запада", выглядит следующим образом. а) Инстинкт мастерства, заключающийся в стремлении к "эффективному использованию наличных средств и адекватном управлении ресурсами, доступными для достижения жизненных целей"108[2]. Иными словами, это культурно обусловленный инстинкт хорошо и эффективно делать свою работу. б) Родительский инстинкт, представляющий собой заботу о благе данной социальной группы и всего общества в целом. в) Инстинкт праздного любопытства. Он связан с бескорыстным стремлением к новым знаниям и информации. г) Инстинкт приобретательства. д) Инстинкт соперничества, агрессии и желания прославиться. е) Инстинкт привычки. Инстинкт привычки, с точки зрения Т. Веблена, играет особую роль в человеческом поведении. Дело в том, что, по мнению основателя институционализма, представление о человеке как о "рациональном оптимизаторе" формирует о нем представление как о пассивном субъекте, механически и мгновенно реагирующем на внешние изменения в соответствии со своей функцией полезности. В реальности же люди постепенно вырабатывают привычки, т.е. некие устоявшиеся способы реакции на определенные внешние события. Как полагал Т. Веблен, тот факт, что человек формирует привычки, является обратной стороной тезиса об активности его бытия. При этом привычки не являются формой бессознательного поведения. Динамика экономического развития зависит от того, какие инстинкты преобладают в человеческом поведении. Если доминируют первые три инстинкта (или соединяются с последним инстинктом, т.е. "входят в привычку"), т. е. человеческое поведение управляется желанием хорошо делать свою работу (инстинкт мастерства), альтруистической заботой об общественном благе (родительский инстинкт) и тягой к новым знаниям (инстинкт праздного любопытства), то оно - будучи, по терминологии Т. Веблена, "промышленным поведением", - приводит к быстрому техническому развитию или "росту технологического мастерства". Если же доминируют "эгоистические инстинкты" - приобретательства, соперничества, агрессии и желания прославиться, то такое человеческое поведение, принимающее форму "денежного соперничества", негативно влияет на хозяйственное развитие.Выбор средств для достижения целей, формируемых культурно обусловленными инстинктами, определяется, как уже было отмечено, институтами. Институты, по Т. Веблену, это "привычный образ мышления, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго"109[3]. Иными словами, к институтам относятся различные правила и стереотипы поведения, часть из которых закреплена в виде правовых норм и общественных учреждений. В рамках этой концепции Т. Веблен создал теорию "демонстративного потребления" - единственный элемент его теоретических разработок, вошедший в магистральное направление современной экономической теории. Согласно концепции "демонстративного потребления", представители класса богатых покупают многие товары не из-за того, что эти товары удовлетворяют их личные потребности, а из-за того, чтобы "выделиться" среди других, продемонстрировать себя как состоятельных людей (ясно, что здесь поведение людей обусловлено инстинктом соперничества и желания прославиться). Таким образом, при прочих равных условиях, чем выше цена таких товаров, тем больше объем спроса на них. Данный феномен, нарушающий закон спроса, вошел в экономическую науку под названием "эффект Веблена". Легко увидеть, что предложенная Т. Вебленом концепция человеческого поведения совершенно не совместима с принципами оптимизации и методологического индивидуализма и, соответственно, не вписывается в стандарты современной экономической теории.
Билет 8.2 Платон (428/7 г. до н. э.- 347 г. до н. э.)
Платон - древнегреческий философ, классик философской традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру.Одна из основных тем учения Платона - справедливое (идеальное) государство. Она претерпевала изменения от момента несправедливого осуждения Сократа в Афинах и до конца жизни Платона. Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде "Государство" и развита в "Законах".Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства.«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя» (Платон)
Идеальное государство Платона
Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в „Государстве” и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.В финале IX книги «Государства» говорится, что «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности внешне, то есть в истории, платоновский Город родится внутри человека.
«...ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет. — Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему; глядя на него человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно — это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого — и только такого — государства»
Идеология тоталитаризма.
Идеология тоталитаризма, как и прочие идеологии, имеет цель формирования и поддерживания убеждённости масс в справедливости Системы и правильности избранности пути. Она не допускает культивирования других идей, доктрин, взглядов и критики в свой адрес. Причём тоталитарная идеология носит ярко выраженный мессианский характер, то есть говорит о грядущих великих переменах к возрождению величия нации, перевороту к свободе и равенству, грандиозному освобождению. В этом её главное отличие от капиталистического неторопливого, но основательного промывания мозгов ради простого тихого потребления благ человеко-овощем. Здесь делается ставка на воодушевление масс на великие свершения, добиваясь от них полной преданности вождю, партии. От масс добиваются также определённых узаконенных ограничений, борьбы сейчас, ради завтрашнего светлого дня. Важно подметить момент в тоталитарной идеологии, когда каждый индивид начинает верить и надеяться на то, что он действительно доживёт до этого КАЧЕСТВЕННОГО ПРОРЫВА и увидит всё своими глазами. Но этот день всё не настаёт. Да и настать просто не может. Поэтому правящей верхушке приходиться всё время отодвигать дату «завершения строительства общества счастья» в будущее, объясняя это происками вражеских государств, врагов внутри общества, врагов внутри сознания граждан... На этой распланированной утопии «острова счастья», описанного ещё социалистами 18 века Сен-Симоном, Фурье, Оуэном, да и раньше, различными европейскими сектами и строятся все тоталитарные мечты. Они считают, что за два-три поколения что-то перемениться, появится НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК и всё будет по-новому. Но это никогда не произойдет, по причинам, описанным в главе Общество. Нужен другой генетический тип людей. С этими ничего не выйдет. Можно жаловаться на них, можно клеймить позором, но человек от этого не поменяется.
Как и идеология капитализма с её «Потребляй и Производи», тоталитарная идеология "Прорыва" рассматривается как единственно возможное мировоззрение для всех членов общества. По сути она превращается в особого рода государственную религию. Внедряются догматы, торжественные ритуалы и церемонии, используются свои священные писания, свои великомученики и святые и даже обожествлённые фигуры. Поэтому тоталитаризм можно сравнить с теократией.
Государство стремиться к полной трансформации человека в соответствие с идеологией. Раздуваются грандиозные мифы об особой миссии данной страны в истории, легенды о сверхрасе, трактаты о богоизбранности народа, лозунги «авангард человечества». В одном случае выдвигаются чисто биологические доказательства: физические (совершенная форма черепа, сила, выносливость, реакция, скорость), умственные (интеллект, воля, стойкость, креативность, изобретательность). В другом – более высокое эволюционное положение: роль прогрессивной цивилизации, прогрессивной научной мысли, прогрессивной философской мысли, расцвет искусств. Таким образом «подтверждается» исключительное положение этноса или суперэтноса среди остальных. Хотелось бы заметить, что идея сверхрасы воплощается в жизнь в умелой позиционированной манере. Каждому социальному слою подаётся своя адаптированное идеология. Рассмотрим это на примере нацистской Германии:
простому немецкому гражданину – идея о физическом превосходстве над низшими расами, идея справедливого дележа богатств других народов;
средним промышленникам и офицерству – идея о возрождении средневековых феодальных традиций, возможность получить титул, привилегированное положение в обществе, имение, почувствовать себя аристократией;
интеллигенции – идея избранности германского народа, как пятой суперрасы, вслед за астральной расой, лемурианцами, Гипербореей, Атлантидой, возможность вливаться в тайные союзы, ордена и ложи, чувствовать себя посвящённым;
Верхушка вряд ли во всё это верила. Скорее всего она просто упивалась властью, манипулировала «одухотворённой» распалённой толпой. Иначе как можно расценить разговоры об избранной и низших расах и одновременные военно-политические союзы с Италией, Румынией, Испанией, Турцией(!), Японией (!!), Бразилией (!!!!особые арийские негры!!!!!), войну против Дании и Норвегии. Подобные тенденции разноуровневой, разнокастовой идеологии, сочетание сразу нескольких умелых способов возбуждения толпы можно проследить и в других тоталитарных системах.
Кастовость - это краеугольный камень теории построения тоталитарных обществ. Место наверху по идее должен занять какой-то железный орден монахов-воителей, сверх-людей. Наверное, Советский Союз Сталина и Германия Гитлера стали наиболее яркими проявлениями идей тоталитаризма, как кастового государства-организма, за всю историю. Советский коммунист – он как и германский эсэсовец должен быть непременно сверхчеловеком. Марксистская история борьбы классов – это то же понимание процессов мира, как и борьба рас за выживание, описанная в «Майн Кампф». Там класс, здесь раса - нет разницы. И там и тут войну за свой вид ведут единицы, герои. Остальные (народные массы) лишь присоединяются к ней, и то под градом бешеной пропаганды.
Вся проблема в том, как этот орден сверх-людей во-первых соберётся? и во-вторых, как он сохранит сам себя на продолжительном отрезке времени, не впав в искушение быть закрытым привилегированным классом? Германии не дали дойти до фазы самосохранения, верхушка СССР не смогла выдержать искушения. Найти в обществе горстку железных монахов-воителей, самураев, заратустр ещё можно, даже собрать их в орден, и они поведут всё стадо куда им нужно, на борьбу с врагами, но удержаться наверху пирамиды они долго не смогут. "Путь самурая есть смерть". А путь чиновника есть переползание из кресла в кресло. В конце концов у руководства яростной нации, радикальной правящей партии остаются одни чинуши. Они любят тихо стареть, а герои не очень.
И третье, формируя идеальный образ сверхчеловека-борца-гения-патриота, тоталитарные режимы пытаются подгонять под него и реальных обычных людей (индивидов), а они не очень-то подходят на эту роль. Как и капитализм, тоталитаризм производит поколения (огромные промышленные партии) индивидов с определёнными качествами: психологическим складом, ментальностью, поведением, моралью, идеалами. Эта задача решается посредством широкого применения через все средства воздействия методов стандартизации и унификации индивидуального, растворения в массе, подавления личностного начала в человеке, культивирования однообразия как образа жизни, одномерности в оценке явлений, «правильного» единомыслия.
- Билет 1.
- Творческая биография Адама Смита
- 2. Предмет курса истории экономических учений.
- Билет 2.
- 1. «Богатство Народов» а. Смита.
- Смит о рынке
- Смит о государстве
- «Экономический человек» Смита и невидимая рука провидения
- 2. Экономическая мысль Античности
- Билет 3.
- Д. Рикардо «Начала Политической Экономии»
- 2. В вопросах заработной платы и прибыли:
- 3. В теории земельной ренты:
- 4. В области теории денег:
- 5. В области международной торговли (принцип «сравнительных преимуществ»):
- 2. Экономическая мысль Средневековья.
- Билет 4.
- Теория сравнительных издержек д. Риккардо Теория Сравнительных Издержек,
- 2. Меркантилизм.
- 1)Экономическое учение карла маркса
- 2)Общая характеристика учений физиократов
- 1)Концепция эластичного спроса а. Маршала
- 2)Ф. Кенэ «Экономическая таблица»
- Билет 7.
- К. Маркс. Замысел цикла из 6 книг.
- А. Тюрго.
- Билет 8.
- Творчество т. Веблена.
- Билет 9.
- Основные идеи экономического учения Кейнса.
- Билет 10.
- Великие географические открытия и их экономические последствия.
- Билет 11.
- 1.Экономически теории несовершенной и монополистической конкуренции э. Чемберлин и Дж. Робинсон.
- Билет 12.
- Экономические мотивы священных книг.
- Теория прибавочной стоимости к. Маркса.
- Билет 13.
- 1. Учении Сэя о трех факторах производства.
- 2. Историческая школа Германии.
- 1. Творческая биография Кейнса.
- 2. Джон Лоу «Гений финансов и кредита».
- 1. Экономические взгляды Мальтуса.
- Вариант Ксюши: 1. Экономические взгляды Мальтуса.
- 2. Маржинализм. Общая характеристика учения и этапы развития.
- Билет 17.
- 1. Реформация и ее роль в экономике.
- 2. А. Маршалл. Законы спроса и предложения.
- Билет 18.
- 1. Основные принципы меркантилизма.
- 2. А. Смит о роли государства.
- Билет 18 (Вариант Кати)
- Билет 19.
- 1. Неоклассическое направление экономической теории.
- 2. Теории сравнительных издержек д. Рикардо.
- Билет 20.
- 1. Основные ошибочные положения экономической теории к. Маркса.
- 2. Зарождение классической политической экономии в Англии в XVII веке.
- Билет 21.
- 1. Закон рынков Сэя.
- 2. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег».
- Билет 22.
- 1. Неолиберализм как альтернатива кейнсианству.
- 2. В. Пети (1623—1687) и п. Буагильбер.
- Билет 23.
- 1. Фридрих фон Хайек и его творчество.
- 2. Рейганомика и Тэтчеризм.
- Билет 24.
- 1. Социально-ориентированное рыночное хозяйство л. Эрхард. (вариант Ксюши)
- 2. Биография Милтона Фридмена