Анализ положений фз «о тэд»
ФЗ содержит основные положения, которые должны быть отражены в договоре транспортной экспедиции. Он был принят в развитие главы 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция».
Основные положения ФЗ «О ТЭД»:
Предмет регулирования (остался аналогичным положениям главы 41 ГК РФ; появились исключения из предметной области регулирования – услуги в области почтовой связи). Германские стандартные условия экспедирования исключают услуги по упаковке товаров, по перетарке мебели.
Права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции:
Обязанности экспедитора:
- оказывать услуги по договору транспортной экспедиции;
- уведомлять клиента об отступлении от его указаний (клиент вправе давать указания экспедитору в соответствии с договором ТЭО, выбирать маршрут следования и вид транспорта, получать информацию о перевозке);
- выдавать экспедиторский документ перевозки груза (FCR – Forwarder’s Certificate of Receipt – экспедиторская расписка – это термин международной федерации FIATA); в ФЗ этот пункт появился для приведения национального законодательства в соответствие с международным.
Права экспедитора:
- отступать от указаний клиента;
- изменять вид транспорта и маршрут перевозки (при международной перевозке существует несколько вариантов доставки груза, каждый из которых может отличаться по тем или иным параметрам: скорость доставки, стоимость доставки, количество перевалок т.д.).
ФЗ «О ТЭД» не предусматривает обязанности:
- застраховать ответственность экспедитора по отношению к транспорту и к заказчику;
- уступка претензий к третьим лицам (суброгация). Посреднические компании зачастую являются небольшими компаниями со слабым административным ресурсом, в то же время их подрядчики – транспортные компании (судоходные линии, порт, железная дорога и т.д.) являются крупными компаниями. Поэтому возможна такая ситуация, что претензии экспедитора (как посредника) могут быть отклонены его подрядчиками за счет административного давления с их стороны. В этом случае договором экспедиции должна быть предусмотрена возможность переуступки требований экспедитора к третьим лицам в пользу клиента (грузовладельца);
- проверка состояния груза в момент перевалки.
Обязанности клиента:
- своевременно представить экспедитору документы и необходимую информацию для организации перевозки;
- уплатить экспедитору вознаграждение и возместить понесенные им расходы.
Не предусматривается обязанность возместить экспедитору убытки по общей аварии. Общая авария – это расходы, связанные с грузом какого-то одного грузовладельца либо связанные с каким-то инцидентом в ходе перевозки, распределяемые между всеми фрахтователями.
Права экспедитора:
- не исполнять обязательства до получения информации и документов от клиента;
- проверять достоверность предоставляемой ему информации;
- применять залоговое право на груз (если это предусмотрено договором ТЭО).
Ответственность экспедитора:
3.1. За неисполнение обязательств по договору ТЭО.
В международном законодательстве категории ответственности разделены исходя из роли экспедитора по договору с клиентом:
- экспедитор выступает в качестве посредника (ограничивается тщательной подборкой третьих лиц для организации перевозок – «проявление должного усердия и разумной заботливости»; отсутствие ответственности за действия третьих лиц, т.е. подрядчиков);
- экспедитор выступает в качестве принципала (отвечает за оказание услуг по договору, в т.ч. за действия третьих лиц, т.е. транспортных компаний, как за свои собственные действия в качестве принципала); он заключает договор перевозки, т.е. принимает на себя ответственность перевозчика, т.е. является договорным перевозчиком NVOCC (Non-vessel operating common carrier).
В ФЗ такого разграничения нет, предел ответственности установлен на уровне 666,67 СПЗ.
3.2. За несоблюдение сроков доставки. В международной практике этот вид ответственности ограничивается суммой экспедиторского вознаграждения. В ФЗ предел ответственности не оговаривается.
3.3. За упущенную выгоду (во всех международных правилах исключена, но есть в ФЗ). Ответственность за утрату или повреждение груза в ФЗ ограничивается пределом 2 СПЗ/кг, что соответствует правилам FIATA и ADSp.
(*) Уведомление об утрате или повреждении груза. Законом предусмотрено, что такое уведомление должно быть подано в письменной форме в момент сдачи груза. Если повреждения груза носят скрытый характер, то клиент имеет 30 суток с момента сдачи груза в соответствии с ФЗ (по международным правилам – 6 ли 7 суток). Срок исковой давности по договору ТЭО – 1 год.
- Оглавление
- Формы расчетов при проведении внешнеторговых сделок.
- Таможенное регулирование вэд.
- Товарная номенклатура вэд.
- Государственные органы, регулирующие вэд:
- Базисные условия поставки.
- Тема 2. Внешнеторговые перевозки как объект управления в транспортно-посреднической деятельности.
- Классификация внешнеторговых перевозок:
- Контейнерная транспортно-технологическая схема.
- Глава 1 «Общие положения конвенции»
- Глава 2 «Временный ввоз»
- Глава 3 «Допущение контейнеров к перевозкам под таможенными печатями и пломбами»
- Тема 3. Формы посредничества во внешнеторговых транспортных операциях.
- Тема 4. Транспортно-экспедиционная деятельность.
- Стандартные операционные процедуры при тэо контейнерных грузов.
- Внутрипортовое экспедирование.
- Согласование коносаментов и расписаний.
- Тема 5. Коммерческо-правовое обеспечение транспортно-экспедиционной деятельности.
- Глава 41 гк рф.
- Глава 41 гк рф содержит основные положения, касающиеся договора транспортной экспедиции. В ней закреплены: предмет договора, правовые обязанности сторон, ответственность сторон, порядок оплаты.
- Анализ положений фз «о тэд» на предмет соответствия нормам международного права
- Анализ положений фз «о тэд»
- Тема 6. Посредничество при морских перевозках внешнеторговых грузов.
- Агентирование контейнерных перевозок.
- Особенности агентирования контейнерных грузов.
- Структура контейнерного тарифа.
- Тема 7. Посредничество при автомобильных перевозках внешнеторговых грузов.
- Лицензирование в сфере автомобильных перевозок.
- Регулирование международных автомобильных перевозок.
- Формы посредничества на автомобильном транспорте.
- Тема 8. Посредничество при железнодорожных перевозках внешнеторговых грузов.
- Структура активов, необходимых для осуществления деятельности по ж/д перевозкам.
- Организация перевозки грузов по железной дороге.
- Принципы построения тарифов на ж/д транспорте.
- Функции транспортных посредников при организации ж/д перевозок:
- Тема 9. Посреднические операции при терминальной обработке внешнеторговых грузов.
- Договор экспедитора с портом.
- Тарифы на оказание услуг по терминальной обработке грузов.
- Тема 10. Переговоры в транспортно – посреднической деятельности.