logo
Посредничество

Регулирование международных автомобильных перевозок.

Для международных автомобильных перевозок дополнительными источниками права будут являться следующие:

  1. Конвенция CMR (КДПГ) – Конвенция о договоре международной перевозки грузов.

  2. Конвенция МДП (о международной дорожной перевозке грузов).

Конвенция CMR регулирует основные положения, касающиеся договора международной перевозки, и определяет следующие моменты:

  1. Необходимость использования унифицированного вида накладной CMR.

  2. Порядок приема груза а перевозке (т.е. права и обязанности грузовладельца и перевозчика при приеме груза к перевозке).

  3. Отношения сторон при выдаче груза (порядок осмотра, порядок написания претензий и т.д.).

  4. Сроки доставки груза (нормативы).

  5. Ответственность перевозчика за сохранность груза (8,33 СПЗ/кг).

  6. Порядок выставления претензий и исков по договору перевозки.

Конвенция МДП. МДП является международной транзитной системой. Цели ее создания следующие:

  1. Упрощение процедуры таможенного оформления транзита.

  2. Обеспечение гарантии уплаты таможенных платежей.

  3. Применение единой процедуры допущения транспортных средств к перевозке под таможенными печатями и пломбами.

Принципы построения системы МДП:

  1. Грузы должны перевозиться в надежных транспортных средствах и контейнерах. Транспортные средства должны в обязательном порядке проходить процедуру освидетельствования. Конструкция транспортных средств должны гарантировать отсутствие доступа к грузу без нарушения таможенных пломб, а также легкость процедуры досмотра.

  2. Пошлины и сборы, в отношении которых существует риск неуплаты, должны обеспечиваться гарантией на весь период перевозки. Международные гарантии обеспечиваются системой, во главе которой находится международный союз автомобильного транспорта (АСМАП): штаб-квартира в Женеве; члены союза – национальные гарантийные объединения (АСМАП РФ). Каждое объединение перевозчиков в стране, признанное национальными таможенными органами, гарантирует уплату в этой стране всех пошлин и налогов, которые могут возникнуть на ее территории при перевозке по процедуре МДП.

Предел ответственности гарантийных объединений (АСМАП) составляет не более 50000 $ по одной книжке МДП. При этом гарантийное объединение отвечает только за уплату ввозных и вывозных пошлин и не отвечает за уплату административных штрафов, налагаемых на перевозчика.

  1. С грузом должна следовать международно признанная книжка (книжка МДП), оформляемая в стране отправления и действительная в качестве контрольного документа в стране отправления, транзита и назначения.

  2. Меры, применяемые таможенными органами при оформлении транспортных средств и контроле достоверности декларирования, должны быть признанными в стране отправления, транзита и назначения.

Функции АСМАП:

  1. Обеспечение перевозчиков нормативными документами (в т.ч. текстами конвенций, правил).

  2. Обеспечение транспортных средств и грузов таможенными и перевозочными документами международного образца (бланки книжек МДП, бланки CMR).

  3. Информирование об условиях и правилах выполнения международных перевозок на территориях отдельных государств.

  4. Распределение среди российских перевозчиков по поручению Министерства транспорта иностранных разрешений (ДОЗВОЛ).

  5. Проведение консультаций и подготовка персонала в учебных центрах.

  6. Содействие в установке тахографов и расшифровке тахограмм.

Принципы построения тарифов при автомобильных перевозках:

  1. Тариф на автомобильные перевозки определяется исходя из пробега автомобиля. Это связано со структурой затрат перевозчика. Основные издержки при автомобильных перевозках приходятся на эксплуатацию транспортных средств, которая зависит от пробега.

  2. Эксплуатационные затраты груженых и порожних рейсов различаются незначительно, поэтому перевозчик закладывает в цену обратный пробег транспортного средства.

  3. Для определения расстояния перевозки используется атлас автомобильных дорог или электронная карта.

  4. Стоимость перевозки, как правило, больше величины, получаемой умножением покилометровой ставки на расстояние. Это связано с тем, что к ставке добавляются дополнительные затраты (при международной перевозке – стоимость разрешений, выдаваемых АСМАПом, стоимость книжек МДП, стоимость страхования грузов и т.д.).

Факторы, влияющие на уровень ставок на перевозку:

  1. Расстояние и общий пробег автомобиля, наличие обратной загрузки. Стоимость перевозки в крупные населенные пункты всегда будет меньше, т.к. больше вероятность обратной загрузки.

  2. Время на загрузку и оформление документов у отправителя.

  3. Необходимость дополнительно заезда автомобиля для целей оформления документов.

  4. Вес груза (по правилам ГАИ максимальная загрузка составляет до 20-22 тонн в зависимости от веса автомобиля). Если груз легкий (до 10 тонн), изнашивание автотранспорта минимально и перевозчики могут дать более низкую ставку.

  5. Время на выгрузку у получателя и оформление документов.

  6. Необходимость дополнительных услуг:

  7. Удорожание стоимости топлива в зимнее время.

  8. Закрытие дорог на просушку на время весенней распутицы (ограничивается загрузка транспортных средств, некоторые перевозчики вынуждены отказываться перевозить грузы).

Ставки на автотранспорт во многом определяются соотношением спроса и предложения. Эта сфера деятельности наиболее подвержена конъюнктурным изменениям (в т.ч. уменьшению и увеличению) ставок.