Принципы построения тарифов на ж/д транспорте.
Согласно ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» тарифы на железнодорожные перевозки определяются на основании государственной ценовой, тарифной и бюджетной политики в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» в порядке, определяемом правительством. Правительство обязано изменять размер тарифов на ж/д перевозки исходя из текущей экономической ситуации. Тарифы прейскуранта 10-01 также подлежат утверждению федеральной антимонопольной службой (ФАС). Начальники железных дорог вправе понижать тарифы в рамках экономически целесообразного уровня с учетом конъюнктуры.
Тарифная система на ж/д транспорте построена следующим образом:
Тарифная система ж/д транспорта состоит из базового прейскуранта 10-01, содержащего регулируемые государством тарифы, а также из блока свободного ценообразования.
Прейскурант 10-01 состоит из следующих разделов:
Правила применения тарифов (раздел А).
Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой (раздел Б).
Плата за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (раздел В).
Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов – ЕТСНГ (раздел Г).
Алфавит ЕТСНГ,
Для правильного определения провозной платы дополнительно следует руководствоваться указаниями МПС РФ, которые принимаются во исполнение решений правительства РФ и ФАС РФ и официально объявляются в газете «Гудок». Все законы публикуются в «Российской газете» (спустя 10 дней после публикации закон вступает в силу).
Последовательность определения ж/д тарифа по прейскуранту 10-01:
Определяется тарифного расстояния перевозки (по тарифному руководству №4)
Определяется пятизначный код груза по ЕТСНГ.
Определяется вес груза (тарифный вес округляется: для повагонных отправок свыше 10 тонн – до целых тонн, а для мелких отправок – до центнера).
Определяется вид отправки:
- мелкая;
- малотоннажная;
- повагонная;
- групповая;
- маршрутная.
Мелкая отправка – это предъявляемая по одной накладной партия груза, ограниченная по массе (от 20 кг до 10 т).
Малотоннажная - это предъявляемая по одной накладной партия груза, ограниченная по массе (от 10 до 20 т).
Повагонная - это предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление отдельного вагона (по массе близка к грузоподъемности вагона).
Групповая - это предъявляемая по одной накладной партия груза, для которой необходимо предоставление более 1 вагона (групповые отправки – редкий случай, когда партия, состоящая из нескольких вагонов, должна перевозиться вместе).
Маршрутная - это предъявляемая по одной накладной партия груза в количестве и весовой норме, установленной для маршрутов (ограничения отправительских маршрутов подлежат отдельному согласованию с руководством железной дороги и станции отправления). Для отправительских маршрутов устанавливается условная длина (около 55-60 вагонов) и согласуется отдельная нитка графика.
Определяется принадлежность подвижного состава: вагоны и контейнеры в собственности МПС либо вагоны и контейнеры, принадлежащие независимым операторам. Для собственных вагонов и контейнеров разрабатываются отдельные тарифные схемы в Прейскуранте 10-01; из этих тарифов исключаются затраты владельцев вагонов на их амортизацию и ремонт.
(!) Ж/д тарифы по Прейскуранту 10-01 укрупненно состоят из двух составляющих:
- собственно ж/д тариф по Прейскуранту;
- использование подвижного состава (вагонов).
Ж/д тариф является единым и общедоступным. Плата за пользование вагонами устанавливается грузовладельцем и перевозчиком исходя из их обоюдных коммерческих интересов.
За порожний пробег собственного или арендованного подвижного состава дополнительно взимается плата, в отличие от вагонов и платформ РЖД. Выделение из тарифа оплаты порожнего пробега сделано с целью побуждения независимых операторов и грузоотправителей к загрузке таких вагонов в обратном направлении.
Тарифы на ж/д транспорте также дифференцируются исходя из особенностей рынка и спроса. Для этих целей применяются принципы построения тарифов:
Дифференцирование тарифов по классам грузов.
Избирательное введение дополнительных понижающих коэффициентов к классным тарифам по отдельным родам грузов и расстояниям.
Применение исключительных тарифов (специальных ставок) по отдельным направлениям.
Создание универсальной шкалы скидок за предварительную оплату перевозок.
Классные тарифы.
Классные тарифы предусматривают дифференциацию ставок исходя из удельного веса транспортных издержек в цене товара (транспортной составляющей в цене товара).
В 1 класс грузов включаются такие рода грузов, как: уголь, руда, кокс, строительные грузы, лес и лесоматериалы, апатиты и другое сырье с высокой долей транспортной составляющей в цене товара. Для этого класса предусмотрено понижение тарифных схем на 10-50% в зависимости от рода груза и дальности перевозки.
Ко 2 классу грузов относятся: производственные полуфабрикаты, нефтепродукты, продовольствие и другие товары со средней транспортной составляющей в их стоимости.
К 3 классу относятся наиболее дорогостоящие грузы: продукция машиностроения, металлы, промышленные потребительские товары и т.д. Тарифы для этой группы устанавливаются на 27% выше тарифов Прейскуранта 10-01.
Классный уровень тарифов определяется с помощью умножения прейскурантных провозных плат на установленный коэффициент.
В Прейскуранте 10-01 не предусмотрены дополнительные сборы и платы на ж/д транспорте. Среди них наибольший удельный вес занимает сбор за подачу и уборку вагонов. Этот сбор включает в себя расходы по использованию маневрового локомотива и бригады. При нахождении подъездного пути на балансе железной дороги, к сбору прибавляются затраты по его содержанию в виде готовых ставок за пользование подъездным путем в руб/сут. Эти ставки устанавливаются пропорционально расстоянию подачи и уборки вагонов в оба конца.
Дополнительный сбор – плата за пользование вагонами на подъездных путях (т.е. штраф за сверхнормативное использование вагонов на подъездных путях). В основе платы заложена базовая почасовая ставка, которая дифференцируется в учетом различий в затратах на амортизацию и плановые ремонты по типам вагонов и контейнеров. За длительный простой больше суток плата увеличивается на 80%.
- Оглавление
- Формы расчетов при проведении внешнеторговых сделок.
- Таможенное регулирование вэд.
- Товарная номенклатура вэд.
- Государственные органы, регулирующие вэд:
- Базисные условия поставки.
- Тема 2. Внешнеторговые перевозки как объект управления в транспортно-посреднической деятельности.
- Классификация внешнеторговых перевозок:
- Контейнерная транспортно-технологическая схема.
- Глава 1 «Общие положения конвенции»
- Глава 2 «Временный ввоз»
- Глава 3 «Допущение контейнеров к перевозкам под таможенными печатями и пломбами»
- Тема 3. Формы посредничества во внешнеторговых транспортных операциях.
- Тема 4. Транспортно-экспедиционная деятельность.
- Стандартные операционные процедуры при тэо контейнерных грузов.
- Внутрипортовое экспедирование.
- Согласование коносаментов и расписаний.
- Тема 5. Коммерческо-правовое обеспечение транспортно-экспедиционной деятельности.
- Глава 41 гк рф.
- Глава 41 гк рф содержит основные положения, касающиеся договора транспортной экспедиции. В ней закреплены: предмет договора, правовые обязанности сторон, ответственность сторон, порядок оплаты.
- Анализ положений фз «о тэд» на предмет соответствия нормам международного права
- Анализ положений фз «о тэд»
- Тема 6. Посредничество при морских перевозках внешнеторговых грузов.
- Агентирование контейнерных перевозок.
- Особенности агентирования контейнерных грузов.
- Структура контейнерного тарифа.
- Тема 7. Посредничество при автомобильных перевозках внешнеторговых грузов.
- Лицензирование в сфере автомобильных перевозок.
- Регулирование международных автомобильных перевозок.
- Формы посредничества на автомобильном транспорте.
- Тема 8. Посредничество при железнодорожных перевозках внешнеторговых грузов.
- Структура активов, необходимых для осуществления деятельности по ж/д перевозкам.
- Организация перевозки грузов по железной дороге.
- Принципы построения тарифов на ж/д транспорте.
- Функции транспортных посредников при организации ж/д перевозок:
- Тема 9. Посреднические операции при терминальной обработке внешнеторговых грузов.
- Договор экспедитора с портом.
- Тарифы на оказание услуг по терминальной обработке грузов.
- Тема 10. Переговоры в транспортно – посреднической деятельности.