logo
Посредничество

Тема 4. Транспортно-экспедиционная деятельность.

Определение экспедиционной деятельности содержится в гл. 41 ГК РФ:

«По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязана за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Выводы из определения:

  1. Клиентом является грузовладелец (для компаний, занимающихся ТЭД).

  2. Услуги оказываются за вознаграждение и за сет клиента. Существуют две предусмотренные законом формы договора транспортной экспедиции:

- договор комиссии (экспедитор выступает от своего имени и является комиссионером);

- договор поручения (договоры с третьими лицами заключаются от имени грузовладельца).

  1. Компания может как выполнить, так и организовать выполнение услуг (выполнение – компания выступает от своего лица, может владеть/не владеть транспортными средствами; организация – выполнение перевозки с помощью третьих лиц, но под свою ответственность).

(*) Помимо ГК РФ существует масса нормативных документов, регулирующих ТЭД (см. далее).

Для рассмотрения особенностей ТЭД как вида бизнеса целесообразно провести классификацию транспортно-экспедиторских операций:

    1. По фазам обслуживания транспортного процесса:

  1. Экспедирование отправления грузов (экспорт)

  2. Экспедирование прибытия грузов (импорт).

  3. Экспедиторские операции в пути следования грузов (внутренние перевозки).

Каждая из этих операций представляет собой отдельный бизнес-процесс.

    1. По функциям подразделений ТЭК:

  1. Консультационное обслуживание (отдел продаж).

  2. Организация перевозки (отдел по работе с клиентами – customer service).

  3. Внутрипортовые операции, оформление документов (портовые офисы компании, курьеры).

    1. По группам операций процесса доставки (согласно Инкотермс):

  1. Упаковка товаров для экспорта (эти расходы всегда несет экспортер).

  2. Погрузка товара на наземный транспорт (эту операцию выполняет экспортер).

  3. Наземная перевозка (от склада отправителя до территории морского порта).

  4. Разгрузка с наземного транспорта в порту (оплату этих расходов может нести экспортер или импортер; для порта Санкт-Петербург характерно применение условий Liner In (LI St. Pet.), т.е. стоимость операций по погрузке/разгрузке включается в стоимость фрахта).

(*) Категории ПРР:

III категория: транспортное средство – склад; склад - транспортное средство;

II категория: склад – судно; судно – склад;

I категория: (II + III) – транспортное средство – судно ил судно - транспортное средство, т.е. полная грузовая обработка.

Прямой вариант оплачивается по отдельному тарифу (он дешевле, чем I категория).

Как правило, термин Liner In включает первую категорию, т.е., например, при термине FAS экспедитор не будет оплачивать погрузку на судно, она будет включена во фрахт. Термин же FOB удобен только там, где применяется условие Free In.

  1. Таможенное оформление экспорта (как правило, выполняется экспедитором).

  2. Хранение на складе порта до погрузки на основной транспорт (около 21 суток – льготный период хранения в порту при экспорте; в коммерческом предложении обязательно оговаривать свободный период хранения и тарифы за хранение).

  3. Погрузка на основной транспорт (ее организовывает лицо, ответственное за оплату фрахта).

  4. Основная перевозка, т.е. перевозка магистральным транспортом (как правило, морским).

  5. Разгрузка с основного транспорта (выгрузка на территории порта назначения). Лицо, ответственное за оплату выгрузки, определяется исходя из условий оплаты фрахта: LOLiner Out (выгрузка включена) или FOFree Out (выгрузка не включена); LO применяется в более развитых странах (как правило, в США, Северной Европе, Японии), а также существует специфика применения этого термина в зависимости от рода груза (например, бумажные грузы).

  6. Таможенное оформление импорта (как правило, выполняется импортером). Очень существенно на стоимость влияет место растаможивания груза (на территории порта, на территории сухого порта или на территории другой страны).

  7. Хранение на складе до погрузки на наземный транспорт (необходимо учитывать свободный период хранения; условия хранения зависят от уровня развития экономики: свободное хранение - 3 сут (Гамбург), 5 сут (США, Санкт-Петербург)).

  8. Погрузка на наземный транспорт (автомобильный или железнодорожный). Распределение расходов зависит от условий оплаты фрахта.

  9. Наземная перевозка (с территории порта назначения до склада получателя; т.е. доставка авто - или железнодорожным транспортом либо комбинированная доставка).

  10. Разгрузка товара на складе получателя (операция выполняется получателем, значит, он несет не только расходы, но и риски за выполнение этой операции (риск за своевременность обработки транспортных средств), поэтому принято оговаривать свободный период использования транспортных средств под выгрузкой). То же условие относится к пункту 2.

(*) Сверхнормативный простой автотранспорта в Санкт-Петербурге стоит приблизительно 100 $/сут. В европейских странах свободный период – 2 часа, далее – простой (около 60-70 €/час).

    1. По транспортной характеристике товаров:

  1. Генеральные (ТШГ) – применяются другие документы, особенности маркировки, партии грузов – судовые партии (около 2-3 тыс. тонн).

  2. Контейнерные.

  3. Паромные (РО-РО) – специфика в процедуре оформления, особенности ПРР; при перевозке негабаритных грузов ПРР не включаются в стоимость фрахта.

  4. Наливные.

  5. Навалочные и насыпные.

    1. По видам транспорта и предприятиям транспортной инфраструктуры:

  1. Экспедиторские операции на морском транспорте.

  2. Экспедиторские операции на автомобильном транспорте.

  3. Экспедиторские операции на железнодорожном транспорте.

  4. Экспедиторские операции на наземных терминалах.

  5. Экспедиторские операции в морских портах.

Специфика конкретного бизнес-процесса (содержание операций) по экспедиционному обслуживанию конкретного вида грузов будет зависеть от признаков I-IV в каждом конкретном случае.