Сущность и значение розничной торговли.
Розничная торговля - торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.
Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия - получение прибыли.
Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.
Торговля является одной из крупнейших отраслей потребителей кредита. Она тесна, связана с денежным обращением страны, поскольку преобладающая часть наличных денег находится у населения.
Объем продажи товаров народного потребления через розничную торговую сеть и предприятий общественного питания, а также объем предоставленных услуг называется розничным т/о.
Розничный т/о - важнейший показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия. Результат выполнения плана т/о влияют на многие экономические показатели. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия начинают с изучения розничного т/о.
Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать материально - технической базой, которая представляет собой совокупность материально - вещественных ценностей. Это основные производственные фонды и технологии производственных процессов.
Различают розничную торговую сеть:
· смешанную (торгующую продовольственными и непродовольственными товарами на одном рабочем месте продавца);
· специализированную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);
· узкоспециализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);
· универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных, или непродовольственных товаров).
Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.
Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:
· виды и особенности устройства;
· тип предприятия;
· форма торгового обслуживания;
· тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
· функциональные особенности предприятия.
По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.
Магазины располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.
Магазины - склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.
Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей:
Павильон -- оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.
Палатка -- легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) -- на типоразмеры.
По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания -- организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.
Основные торговые функции магазинов следующие:
· изучение покупательского спроса на товары;
· составление заявок на завоз товаров;
· формирование ассортимента товаров;
· реклама товаров и услуг.
К технологическим функциям (операциям) относят:
· прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
· обеспечение хранения товаров;
· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
· продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).
Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).
Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.
- Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»
- Роль и значение торговли в условиях рынка, ее функции.
- Виды торговли:
- Рынок: сущность, виды, функции.
- Можно дать несколько определений рынка:
- Рынок рабочей силы.
- Рынок недвижимости.
- Рынок земли, природных ресурсов, полезных ископаемых.
- Рынок духовного, интеллектуального продукта.
- Сущность предпринимательства, его виды.
- Всё многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано:
- По виду и назначению:
- По формам собственности:
- По количеству собственников:
- Основные формы предпринимательства:
- Организационно-экономические:
- Организационно-правовые предпринимательства:
- Сущность и методы государственного регулирования.
- 5. Торговое предприятие, его сущность.
- 6.Основные функции и цели торгового предприятия в условиях рынка. Факторы влияющие на эффективную работу предприятия.
- 7.Организационно-правовые формы предпринимательства.
- Организационно-экономические форм предпринимательства.
- Планирование, как экономическая категория, его функции и задачи.
- Бизнес-план: сущность и его основные разделы.
- Понятие и сущность коммерческого расчёта, его роль в условиях рыночной экономики.
- Принципы коммерческого расчёта.
- Сущность и значение оптовой торговли.
- 0Сновными задачами оптовой торговли являются:
- Сущность и значение розничной торговли.
- Товарооборот: понятие, состав. Сущность товарооборачиваемости.
- Оптовый товарооборот.
- Розничный товарооборот, его роль и значение.
- Валовый доход в торговых организациях.
- Факторы, влияющие на валовой доход
- Прибыль торгового предприятия.
- Товарные запасы и их виды.
- Источники формирования товарных запасов.
- Сущность себестоимости и её экономическое значение.
- Классификация затрат образующих себестоимость продукции.
- Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции.
- Постоянные и переменные затраты.
- Основные фонды предприятия: экономическая сущность и классификация.
- Основные показатели использования основных фондов.
- Понятие, состав и структура оборотных средств.
- Сущность, классификация и значение капитальных вложений.
- Структура капитальных вложений.
- Планирование инвестиций на предприятии.
- Экономическая эффективность капитальных вложений.
- 33.Нематериальные активы. Аренда. Лизинг.
- 34.Кадры предприятия торговли: характеристика, состав, структура.
- 35.Производительность труда.
- 36.Нормирование труда.
- 37.Основные положения оплаты труда.
- 38.Формы и системы оплаты труда.
- 39.Прибыль и рентабельность.
- 40.Понятие и функции финансов торгового предприятия.
- Финансовый механизм и его элементы.
- Финансовые ресурсы торгового предприятия и их источники.
- Цена, как экономическая категория, функции цены.
- Система и виды цен.
- Торговая наценка и её влияние на установление розничной цены.
- Налог: понятие, сущность и назначение.
- Сущность и формы внешнеэкономической деятельности предприятия.
- Показатели уровня использования оборотных средств.
- Производственная мощность предприятия.
- Показатели использования основных фондов.