logo search
политэкономия ответы на зачет

21. Формы несовершенной конкуренции

Современное состояние рынка на Западе авторы учебников экономике называют "несовершенная конкуренция". Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от "совершенной конкуренции". На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетания монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигопо­лия.

В монополистической конкуренции органически представле­ны две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Это­му же способствует дифференциация товаров — придание им та­ких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упа­ковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих диф­ференциацию своих продуктов.

По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олиго­полии. Олигополия (гр. олиго — немногий, ро1ео — продаю) — господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко различными путями (посредством "ли­дерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыноч­ных цен или поддерживают, по крайней мере, выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупа­тельский спрос — неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбы­та, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

Современное состояние рынка в странах Запада отличается, таким образом, тремя чертами.

Во-первых, на поприще конкуренции между собой сталки­ваются фирмы - монополисты, которые: а) дифференцируют свой продукт и б) образуют олигополию. Профессор П.Самуэльсон пришел к выводу: "Смешение элементов конкуренции и моно­полии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по ха­рактеру конкуренция и является преобладающей формой".

Во-вторых, новая форма конкуренции является регулируе­мой государством определенных пределах. Так, государство устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные госу­дарственные органы наблюдают за ценами, объемами производ­ства, входом и выходом фирм из отраслей.

В-третьих, в западных странах нет крайних состояний рынка:

ни свободной (совершенной) конкуренции, ни чистой монопо­лии, охватывающей все национальное хозяйство.