logo search
Документ Microsoft Word (5)лек - и ист эк

4. Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса

По мнению Джевонса, для экономики самое главное – это максимизировать удовольствие. То, насколько полезно благо, которое у нас есть, зависит от количества, которым мы располагаем: и =f(x). По мнению Джевонса, степень полезности – это полезность приращения блага, которая равна Δu / Δх, а если приращение бесконечно мало – производной u x – ди / дх. С точки зрения Уильяма Джевонса, самое интересное для экономистов – это полезность самого последнего прироста блага. Эту полезность он назвал последней степенью полезности. Чем больше прирост блага, тем больше уменьшается придельная степень полезности. Этот принцип назван первым законом Госсена, но Уильям Джевонс считал себя первооткрывателем этого «великого принципа».

По мнению Джевонса, последняя степень полезности – это бесконечно малый прирост благ. Представители австрийской школы считали это понятие некорректным, а Джевонс по этому поводу придерживался противоположного мнения, хотя и с оговоркой. Это понятие должно относиться не к одному человеку, а ко всей нации вообще. Здесь возникает небольшая проблема, ведь закон убывания предельной полезности создан на основе и именно для одного человека. Но, по словам Джевонса, то, что выведено в теории для отдельного человека, должно быть проверено на практике.

По мнению Джевонса, надо распределять оптимальные потребления благ таким образом, чтобы последняя степень полезности оставалась одинаковой:

v1 p1 q1 = v2 p2 q2 = ... = vn pn qn,

где v – последняя степень полезности;

р – вероятность;

q – коэффициент близости во времени;

1, 2, п – моменты времени.

Цену у товара Уильям Джевонс определяет так же, как представители австрийской школы меновую ценность, т. е. опираясь только на предельную полезность. В таком процессе издержки прямого участия, собственно, не принимают. Они лишь в состоянии косвенно влиять на объем предлагаемых благ на рынке. По этому поводу Джевонс даже формирует цепочку зависимости, которую можно представить в следующем виде: предложение определяется производственными издержками => последняя степень полезности определяется существующим предложением => ценность определяется последней степенью полезности.

Эта так называемая цепочка Джевонса «растянута» во временных рамках, т. е. если пришла пора определить ценность, следовательно, предложение уже было определено раньше. Поэтому предложение и спрос нельзя определить в один и тот же момент, как предлагал Альфред Маршалл.