logo search
Мировая экономика

4.4. Теория жизненного цикла товара (жцт) и теория подобия стран

В теорию жизненного цикла товара (ЖЦТ) особый вклад внесли Р. Верной, Ч. Киндельбергер, Л. Уэльс. Согласно общему тезису теории жизненного цикла товара, продукт с момента появления на рынке и до ухода с него проходит ряд этапов (4 или 5, по мнению разных специалистов). Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла (рис.19).

1. Многие готовые изделия сначала производятся в странах, где они были разработаны (в промышленно развитых странах) - стадия внедрения

2. В течение ЖЦТ (внедрение, рост, зрелость, упадок) его производство стремится к большей капиталоемкости и перемещается в другие, менее развитые страны, где они продолжают долгие годы приносить прибыль.  

      Теория "жизненного цикла товара" и проблема лидерства утверждают, что если научные исследования и разработки перестают быть главным фактором, определяющим сравнительное преимущество по данному товару, то производство переместится в другие страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим элементам затрат.

Рис.19. Жизненный цикл товара.

Еще одной теорией, объясняющей феномен внешней торговли является теория подобия стран. Основоположниками данной теории являются Дж. Милль, Ф. Эджоут, Д. Мид, А. Маршалл. Основная идея этой теории заключается е том, что большая доля объема внешней торговли приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, поскольку в них имеются схожие сегменты рынков.

Например, Япония экспортирует автомобили «Toyota» в Германию, а Германия, в свою очередь, экспортирует автомобили марки «BMW» в Японию.