Вопрос 14. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ.
«Нормальные» товары.
Товары «низшего» качества.
Кривые Энгеля.
Изменение цены. Эффект замены и дохода.
1. Цены на рынке колеблются, доходы потребителей также не являются постоянной величиной, поэтому под их воздействием равновесие потребителя изменяется. Если доход потребителя растет, то его бюджетное ограничение раздвигается и, наоборот, при сокращении дохода - сужается. Изменившиеся финансовые возможности заставляют потребителя переместиться на новую кривую безразличия, на которой он отыскивает точку нового оптиума.
58
59
0 ]B2 В Bi "
Рис. 14.1. Изменение дохода и оптимальный выбор потребителя.
Товары, для которых соблюдается прямая зависимость между доходом и потреблением называются «нормальными» товарами. На рынке их большинство.
Товары для которых свойственна обратная зависимость между доходом и потреблением называются «низшими» товарами. По мере увеличения дохода потребитель от них отказывается, заменяя на более ценные, а по мере снижения дохода потребление некоторых из них не только сохраняется, но даже увеличивается, как например, товары Гиффена.
Следует иметь ввиду, что речь идет об индивидуальных предпочтениях и склонностях людей, поэтому для одних потребителей товар может быть «нормальным», а для других - «низшим».
2. Зависимость между доходом и потреблением впервые исследовал немецкий статистик ХЗнгель, поэтому их графическое изображение названо по его имени - кривые Энгеля.
59
60
а)
Дохол
Доход ;
Потребление товаров
0
Потребление товаоов
Доход
0
Потребление товаров
Рис. 14.2. Кривые Энгеля.
График а) показывает, что спрос на товары потребительского спроса ("нормальные" товары) отстает от роста дохода.
б) показывает, что спрос на предметы роскоши ("нормаль ные" товары) опережает рост дохода.
в) свидетельствует о снижении спроса на "низшие" товары по мере роста дохода.
В экономике действует закон Энгеля: при увеличении доходов потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости - в меньшей, чем увеличиваются их доходы.
Фирмы на рынке ведут маркетинговую политику с целью увеличения сбыта, поэтому им важно знать, как потребитель распорядится своим доходом. Это можно определить, если кривые Энгеля свести в единый график и увязать с различными товарными группами. Для этого на графике следует ввести вспомогательную линию ОК под углом 45* к началу координат, на которой доходы равны расходам, тогда все кривые Энгеля разместятся под ней:
60
61
Доходы
Налоговые платежи Оплата услуг Непродовольственные товары Другие продовольственные товары Хлебобулочные изделия
Рис. 14.3. Распределение потребительского дохода
3. Изменение цен, подобно доходу, оказывает влияние на равновесие потребителя. При изменении цены одного товара и неизменной цене другого в наборе, бюджетное ограничение сдвигается: а) вправо - при увеличении цены,
б) влево при снижении цены.
В обоих случаях изменяется наклон бюджетной линии и происходит переход равновесия потребителя из одной точки в другую. Этот переход может быть разложен на два эффекта: эффект замены и эффект дохода. Их впервые исследовал в начале XX века русский экономист и математик Е.Слуцкий.
Эффект Эф- Нпеыгт
Рис. 14.4. Эффект дохода и эффект замещения.
61
62
Эффект замещения заключается в том, что в рамках неизменного дхода относительно подорожавший товар потребитель замещает относительно подешевевшим. На графике 14.4. этот эффект проявляется в переходе из точки Е в точку С.
Эффект дохода заключается в том, что изменение дохода при неизменности относительных цен позволяет потребителю соответственно изменить потребление. На графике 14.4. этот эффект проявляется в переходе потребления из точки С в точку Е.
Эффект замещения всегда однонаправлен, а эффект дохода зависит от типа товара и направления в изменении дохода: если доход растет - потребление «нормальных» товаров увеличивается, а «низших» - снижается; если доход снижается - то проявляется обратная зависимость.
- Вопрос 1. Мир благ, окружающий человека.
- Вопрос 2. Естественные и социальные условия жизни.
- Естественная среда.
- Социальные условия
- Взаимодействие социальной и природной сред.
- Вопрос 3. Потребности, как основной мотив деятельности людей.
- Вопрос 4. Ресурсы хозяйственной деятельности.
- Вопрос 5. Экономический выбор и границы производственных возможное
- Вопрос 6. Экономические отношения между людьми.
- 1. Взаимодействие людей в хозяйственной жизни. 2. Экономические отношения и их структура. 3. Отношения в переходной экономике.
- Вопрос 7. Виды и модели экономических систем.
- Вопрос 8. Четырехсотлетняя эволюция идей в теоретической экономической науке.
- Вопрос 9. Предмет экономической теории, методы анализа и исследования экономических процессов.
- Определение понятия. Положительные и отрицательные стороны рынка.
- Структура и инфраструктура рынка.
- Границы развития рынка.
- Вопрос 11. Спрос и предложение.
- Вопрос 12. Поведение продавцов и покупателей на рынке.
- Вопрос 13. Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной полезности.
- Вопрос 14. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ.
- Вопрос 15. Эластичность спроса и предложения.
- Вопрос 16. Закон убывающей предельной производительности.
- Сущность закона.
- Границы действия закона.
- Графическая иллюстрация действия закона.
- Вопрос 17. Изо кванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба.
- Вопрос 18. Организация предпринимательской деятельности. Фирма.
- Вопрос 19. Издержки производства: виды, динамика.
- Вопрос 20. Выручка и прибыль.
- Результирующий показатель деятельности фирмы.
- Сущность прибыли и ее функции
- Разновидности прибыли.
- Вопрос 21. Принципы максимизации прибыли.
- При совершенной конкуренции.
- При несовершенной конкуренции.
- 21.3. Максимизация прибыли в различных рыночных ситуациях.
- Вопрос 22. Рыночная власть: монополия
- Вопрос 23. Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия).
- 1. Сходство монополистической конкуренции с совершенной конку ренцией и монополией.
- Специфические особенности монополистической конкуренции.
- Максимизация прибыли в условиях монополистической конкурен ции.
- Вопрос 24. Рыночная власть: олигополия.
- 3. Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой.
- Вопрос 25. Антимонопольное регулирование рынка
- Вопрос 26. Спрос на факторы производства.
- Особенности ценообразования на факторы производства
- Прокатная и капитальная цена фактора производства.
- Различие спроса на факторы производства при совершенной конку ренции и монополии.
- Вопрос 27. Рынок труда.
- Особенности рынка труда.
- Спрос на рынке труда.
- Предложение на рынке труда.
- Вопрос 28. Заработная плата и занятость.
- Вопрос 29. Рынок капитала.
- 1. Современные трактовки капитала
- 2. Спрос и предложение капитал
- Вопрос 30. Процентная ставка и инвестиции
- Вопрос 31. Рынок земли.
- Рыночные отношения в аграрном комплексе.
- Спрос и предложение на фактор»земля».
- 3. Цена земли.
- Вопрос 32. Земельная рента.
- Рента как доход с земли.
- Виды земельной ренты.
- Вопрос 33. Общее равновесие и благосостояние
- Вопрос 34. Распределение доходов и неравенство.
- Вопрос 35. Внешние эффекты и общественные блага
- Положительный и отрицательный внешние эффекты
- Государственное влияние на внешние эффекты
- Чистое общественное благо
- Вопрос 36. Национальная экономика как целое.
- Вопрос 37. Кругооборот доходов и продуктов
- Потоки и запасы в национальной экономике
- Циркулярная модель в национальной экономике
- Пропорции кругооборота
- Вопрос 38. Валовой национальный продукт и способы его измерения
- Вопрос 39. Национальный доход
- Понятие национального дохода
- Факторный состав национального дохода
- Вопрос 40. Располагаемый личный доход
- 1. Личный доход населения.
- 2. Располагаемый доход.
- Вопрос 41. Индексы цен
- Характеристика цены.
- Потребительская корзина.
- Индексы Ласпайроса и Пааше.
- Вопрос 42. Безработица и ее формы
- Вопрос 43. Инфляция и ее виды.
- Вопрос 44. Цикличность экономического развития
- Вопрос 45. Макроэкономическое равновесие в народ ном хозяйстве
- Содержание и условия общего макроэкономического равновесия.
- Теоретические взгляды на равновесие в народном хозяйстве
- Моделирование равновесия
- Вопрос 46. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Совокупный спрос и его состав
- Совокупное предложение и его элементы
- Графическая интерпретация взаимодействия совокупных спроса и предложения.
- Вопрос 47. Стабилизационная политика
- Цели и методы проведения стабилизационной политики
- Лаги стабилизационной политики
- 1. Стабилизационная политика - система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.
- Вопрос 48. Потребление и сбережения.
- Вопрос 49. Функциональная роль инвестиций в экономике.
- Вопрос 50. Теория мультипликатора.
- Обоснование мультипликационного эффекта в национальной эконо мике.
- Парадокс бережливости
- Акселератор инвестиций.
- Вопрос 51. Государственный бюджет и налоги.
- Вопрос 52. Бюджетно-налоговая политика.
- Влияние государственных расходов и налогов на домохозяйства.
- Влияние государственных расходов и налогов на предприниматель ский сектор.
- Вопрос 53. Деньги и их функции.
- Вопрос 54. Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор
- Денежный сектор экономики.
- Денежная масса. Ликвидность.
- Расчет денежного мультипликатора.
- Вопрос 55. Равновесие на денежном рынке.
- Спрос на деньги.
- Предложение денег.
- Равновесие на денежном рынке.
- Вопрос 56. Банковская система.
- Кредитные отношения.
- Понятие о банковской деятельности.
- Структура кредитно-банковской системы.
- Вопрос 57. Денежно-кредитная политика регулирования рыночной экономики.
- Значение денежно-кредитной политики.
- Виды денежно-кредитной политики.
- Инструменты денежно-кредитной политики.
- Вопрос 58. Экономический рост и развитие.
- Вопрос 59. Международные экономические отношения
- Мировое хозяйство.
- Интернационализация, интеграция и глобализация экономических процессов.
- Формы международных экономических отношений.
- Вопрос 60. Внешняя торговля и торговая политика.
- Значение для национальной экономики внешней торговли.
- Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. 4. Протекционизм и свобода торговли.
- Вопрос 61. Платежный баланс.
- Вопрос 62. Валютный курс.