logo
экономикс

Вопрос 19. Издержки производства: виды, динамика.

  1. Определение понятия издержек.

  2. Экономические, бухгалтерские, альтернативные издержки.

  3. Постоянные, переменные, общие (валовые) издержки.

  4. Средние издержки.

  5. «Предельная» фирма.

  6. Предельные издержки.

  7. Издержки в долгосрочном периоде.

  8. Учет динамики издержек фирмой в менеджменте и маркетинге.

1. Не бывает производства без затрат.

Издержки - это затраты на приобретение факторов производ­ства.

Уровень издержек очень важен для предпринимателя, т.к.: в условиях заданности рыночных цен рост прибыли возможен лишь путем

сокращения затрат на производство;

их величина, будучи сопоставлена с рыночной ценой, определяет судьбу

предпринимателя на рынке;

75

76

они формируют характер кривой предложения на рынке как отдельного товара, так и всей их совокупности.

Идержки можно считать по-разному, поэтому в экономической тео­рии, начиная с А.Смита и Д.Рикардо, существуют десятки различных систем анализа издержек. К середине XX века сложились общие принципы классифи­кации:

по методу оценки затрат;

по отношению к величине производства.

И здержки производства

По методу оценки затрат

По отношению к величине производства

Постоянные

Пеоеменные

Соелние

Стаотовые

Остаточные Поелельные

Экономические (вмененные)

Бухгалтерские (явные)

\ /

\

Внутренние

Внешние

Косвенные

Поямые

Р ис.19.1. Классификация издержек.

2 . Если смотреть на куплю - продажу глазами продавца, то, имея перед собой общую цель получения дохода от сделки, он, в первую очередь, стре­мится окупить понесенные затраты на производство товара.

Экономические (вмененные) издержки - это хозяйственные за­траты понесенные, по мнению предпринимателя, им в процессе производ­ства. В их состав включаются:

купленные фирмой со стороны ресурсы;

внутренние ресурсы фирмы не включаемые в рыночный оборот; нормальная прибыль, рассматриваемая предпринимателем как компенса­ция за риск в бизнесе.

Именно экономические издержки предприниматель вменяет себе в обязанность возместить в первую очередь через цену, и если ему этого не уда­ётся, он вынужден уйти с рынка в другую сферу деятельности.

Бухгалтерские издержки - денежные расходы, платежи, осуще­ствляемые фирмой с целью приобретения на стороне необходимых фак-

76

77

торов производства. Бухгалтерские издержки всегда меньше экономических, т.к. они учитывают только затраты на приобретение ресурсов у внешних по­ставщиков, оформленные юридически, существующие в явном виде, что и яв­ляется основанием для бухгалтерского учета.

Бухгалтерские издержки в своем составе имеют прямые и косвенные издержки. Первые состоят из расходов непосредственно на производство, а вторые включают затраты без которых фирма не может нормально работать -накладные расходы, амортизационные отчисления, выплату процентов банкам и т.д.

Разницу между экономическими и бухгалтерским издержками со­ставляют альтернативные издержки.

Бухгалтерские издержки + Альтернативные издержки = Экономические

издержки (явные, внешние1! (неявные, внешние (вмененные1!

Формула 19.1.

Альтернативные издержки - это затраты на производство про­дукции, которую фирма производить не будет т.к. использует ресурсы при производстве данного товара. По существу, альтернативные издержки - это издержки упущенных возможностей. Их величина определяется каждым предпринимателем самостоятельно, исходя из его личных представлений о желательной доходности бизнеса.

Альтернативные издержки играют очень важную роль в рыночной экономике. По их уровню предприниматель определяет сферу своего бизнеса т.к. фирма обладающая самым низким уровнем издержек по сравнению с аль­тернативными имеет преимущество перед остальными. Зато другие фирмы имеют более низкие альтернативные издержки в других сферах. Так происхо­дит распределение предпринимателей по отраслям производства и сферам дея­тельности, их размещение по территории. Здесь нет места указаниям Госплана - кому, что и в каких количествах производить - все решается в рамках рыноч­ного механизма.

3. Рост объемов производства фирмы, как правило, влечет за собой рост издержек. При этом, ни одно производство не может развиваться беско­нечно, поэтому, динамика издержек является очень важным параметром в оп­ределении оптимальных размеров предприятия. С этой целью применяется разделение издержек на постоянные и переменные.

Постоянные издержки - затраты фирмы, которые она несет вне зависимости от размера производственной деятельности. К ним относят­ся: плата за аренду помещений, затраты на оборудование, амортизация, налоги на имущество, займы, оплата труда управленческого и административного ап­парата. Постоянные издержки существуют даже при прекращении производ­ства.

Переменные издержки - затраты фирмы, которые зависят от величины производства продукции. К ним относят: затраты на сырье, рекла­му, оплату наемных рабочих, транспортные услуги, налог на добавленную

77

78

стоимость и др. При расширении производства переменные издержки увели­чиваются, а при сокращении - снижаются.

Деление на постоянные и переменные издержки условно и приемле­мо только для короткого периода в течение которого ряд факторов производ­ства неизменен. В долгосрочном периоде все издержки становятся перемен­ными.

Валовые издержки - это сумма постоянных и переменных из­держек. Они представляют собой денежные расходы фирмы на производство продукции. Связь и взаимозависимость постоянных и переменных издержек в составе общих можно выразить математически и графически.

FC + VC = ТС

ТС - FC = VC

ТС - VC = FC FC - постоянные издержки VC - переменные издержки ТС - общие издержки

Формулы 19.2.

Рис. 19.2. Общие издержки фирмы.

Расчет общих издержек малосодержателен, несмотря на то, что их можно развернуть в систему показателей. Он лишь показывает общий объем средств, требуемых для производства и пропорцию основных факторов произ­водства.

Однако общие издержки являются исходной базой для расчета группы очень важных показателей для предпринимателя - средних издержек.

4. Средние издержки - это валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции.

Средние издержки можно рассчитывать и на уровне постоянных и переменных издержек, поэтому все три разновидности средних издержек при­нято называть семейством средних издержек.

78

79

ТС АТС = —

Q

FC AFC = —

Q

vc

AVC = —

Q

Где:

АТС - средние общие издержки AFC - средние постоянные издержки AVC - средние переменные издержки

формула 19.2.

С ними можно произвести те же самые преобразования, что и с по­стоянными и переменными:

ATC = AFC+AVC AFC = АТС-AVC

AVC = АТС -AFC

Формула 19.3.

Взаимосвязь средних издержек можно изобразить на графике:

Q Рис.19.3. Средние издержки фирмы.

У фирм в рыночной экономике складываются различные уровни средних издержек, т.к. у них разная организация производства и масштаб дея­тельности. Если индивидуальные средние общие издержки сравнить с рыноч­ной ценой, которая указывается в расчете на единицу товара, то можно оце­нить экономическое положение фирмы на рынке.

79

80

5. Для предпринимателя важно знать, как его средние общие издерж­ки соотносятся с рыночной ценой. При этом возможны три ситуации:

а) рыночные цены ниже издержек;

б) рыночные цены выше издержек;

в) рыночные цены равны издержкам.

P.Cf

P.Cf

'АТС

/АТС

Q и q и q

а) б) в)

Рис. 19.4. Сравнение издержек с рыночной ценой

В ситуации а) фирма вынуждена покинуть рынок. Как следствие, при неизменности спроса, цены поднимутся и наступит ситуация в).

В ситуации б) фирма будет получать высокий доход и к ней присое­динятся другие фирмы. В результате предложение превысит спрос и цены упадут до в).

В ситуации в) минимальное значение средних общих издержек сов­падает с рыночной ценой, т.е. только покрывает цену. Казалось бы, здесь нет стимула - прибыли и фирма обязательно покинет рынок. Но это не так. Дело в том, что предприниматели в свои издержки включают не только постоянные и переменные, но и альтернативные издержки. Поэтому, в данной ситуации нет не "вообще" прибыли - она есть в форме нормальной - а действительно нет сверхприбыли из-за превышения спроса над предложением. Ситуация в) явля­ется самой типичной на рынке, а фирму, попавшую в нее принято называть "предельной" фирмой.

6. Предприниматель хочет знать не только минимум издержек на единицу продукции, но и на весь объем производства. Чтобы это сделать, не­обходимо рассчитать предельные издержки.

Предельные издержки - это дополнительные издержки, связан­ные с производством еще одной добавочной единицы продукции.

80

81

МС- предельные издержки

АТС - изменение общих издержек

AQ- изменение выпуска продукции

Формула 19.4.

Расчет предельных издержек в сопоставлении со средними общими и переменными издержками позволяет предпринимателю определить объем производства при котором его издержки будут минимальны.

Фирма, увеличивая объем производства, идет на дополнительные (предельные) издержки ради дополнительной выгоды, дополнительного (пре­дельного) дохода.

Предельный доход - это дополнительный доход, возникающий при увеличении производства на единицу продукции.

При определенных обстоятельствах предельный доход может обер­нуться убытком. Чтобы этого не допустить, фирмы постоянно сравнивают предельные издержки и предельный доход между собой, нащупывая макси­мальное их расхождение. Предельный доход тесно связан с валовым доходом фирмы, является его приростом.

Валовый доход зависит от уровня цен и объемов производства, т.е.

TR = Р х Q где:

TR - валовой доход Р - цена товара

О - питаем пппиявплгупчя Формула 19 5

Тогда предельный доход: ATR

MR =

Формула 19.6.

7. В рыночной экономике фирмы стремятся выработать стратегию своего развития, которую невозможно осуществить без наращивания произ­водственных моностей и технического совершенствоваия производства. Эти процессы занимают длительный период, что ведет к дискретности (прерывно­сти) состояния фирмы по коротким периодам.

81

82

АТС

ATC-V ATC-VI

LATC

Где:

LATC - долгосрочная (результирующая) кривая средних общих издержек

Рис. 19.6. Средние издержки в долгосрочном периоде.

Линия пересечения кривых АТС, спроецированная на горизонтальную ось графика, показывает, при каких объемах производства необходимо изменить размер предприятия, чтобы гарантировать дальнейшее снижение издержек на единицу продукции, а точка М показывает наилучший объем производства для всего длительного периода. Кривую LATC в учебной литературе часто назы­вают также кривой выбора или оберточной кривой.

Дугообразность LATC связана с положительным и отрицательным эффек­том роста масштаба производства. До точки М эффект носит положительный характер, а далее - отрицательный. Эффект масштаба не всегда сразу меняет свой знак: между положительным и отрицательным периодами возможно су­ществование зоны постоянной отдачи от роста размеров производства, где АТС будут неизменны.

8. Для производства высококачественных товаров необходимы значитель­ные издержки, поэтому многие люди считают, что они не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Однако применение научных приемов управ­ления производством (менеджмент) может опровергнуть универсальность это­го утверждения. Так, в начале XX века Форд, Тейлор применили системы ор­ганизации производства, приводящие к существенному уменьшению затрат при сохранении качества, а в 70-е годы Япония, используя метод «точно во-

82

83

время», завоевала мировой рынок, производя самые дешевые и качественные товары. Сегодня она - вторая в мире страна, после США, по уровню эконо­мического развития.

Мало произвести продукцию с низкими затратами и высоким качеством -ее надо сбыть на рынке. Поэтому, маркетинговая (сбытовая) деятельность также требует затрат, особенно реклама. Чтобы эти затраты не были для фир­мы чрезмерно обременительны, стоимость рекламы необходимо всегда счи­тать, не допуская не только недоплат, но и переплат. Для этого существуют специальные методы расчета. Здесь также действует механизм сведения из­держек к минимуму.