Вопрос 24. Рыночная власть: олигополия.
Особенности рыночного поведения фирмы-олигополиста.
График ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста.
Картель.
Ценообразование за лидером.
Принцип «издержки плюс».
1. Олигополия в рыночном диапазоне размещается между монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией, с другой.
Олигополия - рыночная структура, в которой несколько продавцов предлагают потребителям одинаковые или сходные товары.
99
100
Наличие нескольких конкурентов на рынке, которые противостоят олиго-полисту в его стремлении максимизировать собственную прибыль, приводят к тому, что он очень специфически видит спрос на свою продукцию со стороны покупателей:
Р ис. 24.1 Восприятие олигополистом спроса на его продукцию
Олигополист считает (обоснованно), что повышение им цены на свою продукцию, скорее всего, вызовет ответную реакцию конкурентов, которые не последуют за ним, а перехватят покупателей. В итоге, эластичность кривой спроса на отрезке АЕ ему кажется высокой, а значит, повышенная цена не приведет к росту дохода на рынке.
С другой стороны, олигополист считает (тоже обоснованно), что снижение им цены с целью увеличения продаж, скорее всего, повлечет за собой аналогичные действия со стороны конкурентов, которые не захотят упустить своих покупателей. В итоге, эластичность кривой спроса на участке ЕВ представляется ему неэластичной, а значит, понижение цены ему также не принесет эффекта.
Таким образом, на олигополистическом рынке у фирм возникают несовместимые стремления, которые вытекают одно из другого: с одной стороны, объединившись с другими олигополистами, можно получить дополнительный доход;
с другой стороны, победив конкурентов (а их немного) можно получить еще больший доход, правда, с меньшей вероятностью.
100
101
Подобная система противоположных желаний в экономической теории называется дилеммой олигополиста и очень трудно подается экономическому анализу.
Поэтому поведение олигополиста на рынке описывается несколькими методами:
график ломаной кривой спроса;
модель сговора;
лидерство в ценах;
соблюдение принципа «издержки плюс».
2. График ломаной кривой спроса характеризует поведение олигполи-стов при отсутствии между ними сговора, когда каждый выступает за себя.
Здравый смысл и хозяйственный опыт подсказывают олигополисту, что в случае снижения цены, его конкуренты поступят так же как он, а в случае повышения - останутся при своих ценах. В этом случае олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на свою продукцию, а кривая предельного дохода MR имеет вертикальный разрыв, не оказывающий никакого влияния ни на цену, ни на объем производства. Следовательно, олигополист максилизирует прибыль с соблюдением общего условия MC=MR<P, но с особенностями в MR (у полиполиста особенности были в цене).
101
102
МС
MRi - кривая предельных издержек фирмы - олигополиста в стране, если конкурент следует в изменении цены за ним
D2 - кривая спроса на продукцию фирмы - олигополиста в случае, когда конкурент не реагирует на изменение цены
MR2 - кривая предельных издержек фирмы - олигополиста в случае, когда конкурент не реагирует на изменение цены
D2... Di - ломаная кривая спроса на продукцию фирмы - олигополиста, построенная на основе здравого смысла и хозяйственной практики
MR2... MR-i - прерывистая кривая предельных издержек фирмы - олигополиста МС - предельные издержки, изменение которых в пределах вертикального прерывистого участка MR2... MR1 не оказывает влияния на цену и объем производства фирмы
Рис. 25.1 Максимизация прибыли олигополии
График ломаной кривой наглядно свидетельствует, что олигополист, ведущий на рынке политику «каждый за себя», очень рискует не только прибылью, но и опасностью развязывания ценовой войны (модель Бертрана), при которой участники олигополии попеременно снижая цены в конкурентной борьбе доходят до состояния «предельной» фирмы и «нулевой» прибыли.
- Вопрос 1. Мир благ, окружающий человека.
- Вопрос 2. Естественные и социальные условия жизни.
- Естественная среда.
- Социальные условия
- Взаимодействие социальной и природной сред.
- Вопрос 3. Потребности, как основной мотив деятельности людей.
- Вопрос 4. Ресурсы хозяйственной деятельности.
- Вопрос 5. Экономический выбор и границы производственных возможное
- Вопрос 6. Экономические отношения между людьми.
- 1. Взаимодействие людей в хозяйственной жизни. 2. Экономические отношения и их структура. 3. Отношения в переходной экономике.
- Вопрос 7. Виды и модели экономических систем.
- Вопрос 8. Четырехсотлетняя эволюция идей в теоретической экономической науке.
- Вопрос 9. Предмет экономической теории, методы анализа и исследования экономических процессов.
- Определение понятия. Положительные и отрицательные стороны рынка.
- Структура и инфраструктура рынка.
- Границы развития рынка.
- Вопрос 11. Спрос и предложение.
- Вопрос 12. Поведение продавцов и покупателей на рынке.
- Вопрос 13. Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной полезности.
- Вопрос 14. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ.
- Вопрос 15. Эластичность спроса и предложения.
- Вопрос 16. Закон убывающей предельной производительности.
- Сущность закона.
- Границы действия закона.
- Графическая иллюстрация действия закона.
- Вопрос 17. Изо кванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба.
- Вопрос 18. Организация предпринимательской деятельности. Фирма.
- Вопрос 19. Издержки производства: виды, динамика.
- Вопрос 20. Выручка и прибыль.
- Результирующий показатель деятельности фирмы.
- Сущность прибыли и ее функции
- Разновидности прибыли.
- Вопрос 21. Принципы максимизации прибыли.
- При совершенной конкуренции.
- При несовершенной конкуренции.
- 21.3. Максимизация прибыли в различных рыночных ситуациях.
- Вопрос 22. Рыночная власть: монополия
- Вопрос 23. Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия).
- 1. Сходство монополистической конкуренции с совершенной конку ренцией и монополией.
- Специфические особенности монополистической конкуренции.
- Максимизация прибыли в условиях монополистической конкурен ции.
- Вопрос 24. Рыночная власть: олигополия.
- 3. Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой.
- Вопрос 25. Антимонопольное регулирование рынка
- Вопрос 26. Спрос на факторы производства.
- Особенности ценообразования на факторы производства
- Прокатная и капитальная цена фактора производства.
- Различие спроса на факторы производства при совершенной конку ренции и монополии.
- Вопрос 27. Рынок труда.
- Особенности рынка труда.
- Спрос на рынке труда.
- Предложение на рынке труда.
- Вопрос 28. Заработная плата и занятость.
- Вопрос 29. Рынок капитала.
- 1. Современные трактовки капитала
- 2. Спрос и предложение капитал
- Вопрос 30. Процентная ставка и инвестиции
- Вопрос 31. Рынок земли.
- Рыночные отношения в аграрном комплексе.
- Спрос и предложение на фактор»земля».
- 3. Цена земли.
- Вопрос 32. Земельная рента.
- Рента как доход с земли.
- Виды земельной ренты.
- Вопрос 33. Общее равновесие и благосостояние
- Вопрос 34. Распределение доходов и неравенство.
- Вопрос 35. Внешние эффекты и общественные блага
- Положительный и отрицательный внешние эффекты
- Государственное влияние на внешние эффекты
- Чистое общественное благо
- Вопрос 36. Национальная экономика как целое.
- Вопрос 37. Кругооборот доходов и продуктов
- Потоки и запасы в национальной экономике
- Циркулярная модель в национальной экономике
- Пропорции кругооборота
- Вопрос 38. Валовой национальный продукт и способы его измерения
- Вопрос 39. Национальный доход
- Понятие национального дохода
- Факторный состав национального дохода
- Вопрос 40. Располагаемый личный доход
- 1. Личный доход населения.
- 2. Располагаемый доход.
- Вопрос 41. Индексы цен
- Характеристика цены.
- Потребительская корзина.
- Индексы Ласпайроса и Пааше.
- Вопрос 42. Безработица и ее формы
- Вопрос 43. Инфляция и ее виды.
- Вопрос 44. Цикличность экономического развития
- Вопрос 45. Макроэкономическое равновесие в народ ном хозяйстве
- Содержание и условия общего макроэкономического равновесия.
- Теоретические взгляды на равновесие в народном хозяйстве
- Моделирование равновесия
- Вопрос 46. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Совокупный спрос и его состав
- Совокупное предложение и его элементы
- Графическая интерпретация взаимодействия совокупных спроса и предложения.
- Вопрос 47. Стабилизационная политика
- Цели и методы проведения стабилизационной политики
- Лаги стабилизационной политики
- 1. Стабилизационная политика - система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.
- Вопрос 48. Потребление и сбережения.
- Вопрос 49. Функциональная роль инвестиций в экономике.
- Вопрос 50. Теория мультипликатора.
- Обоснование мультипликационного эффекта в национальной эконо мике.
- Парадокс бережливости
- Акселератор инвестиций.
- Вопрос 51. Государственный бюджет и налоги.
- Вопрос 52. Бюджетно-налоговая политика.
- Влияние государственных расходов и налогов на домохозяйства.
- Влияние государственных расходов и налогов на предприниматель ский сектор.
- Вопрос 53. Деньги и их функции.
- Вопрос 54. Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор
- Денежный сектор экономики.
- Денежная масса. Ликвидность.
- Расчет денежного мультипликатора.
- Вопрос 55. Равновесие на денежном рынке.
- Спрос на деньги.
- Предложение денег.
- Равновесие на денежном рынке.
- Вопрос 56. Банковская система.
- Кредитные отношения.
- Понятие о банковской деятельности.
- Структура кредитно-банковской системы.
- Вопрос 57. Денежно-кредитная политика регулирования рыночной экономики.
- Значение денежно-кредитной политики.
- Виды денежно-кредитной политики.
- Инструменты денежно-кредитной политики.
- Вопрос 58. Экономический рост и развитие.
- Вопрос 59. Международные экономические отношения
- Мировое хозяйство.
- Интернационализация, интеграция и глобализация экономических процессов.
- Формы международных экономических отношений.
- Вопрос 60. Внешняя торговля и торговая политика.
- Значение для национальной экономики внешней торговли.
- Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. 4. Протекционизм и свобода торговли.
- Вопрос 61. Платежный баланс.
- Вопрос 62. Валютный курс.