logo
экономикс

Вопрос 3. Потребности, как основной мотив деятельно­сти людей.

  1. Определение понятий.

  2. Закон возвышения потребностей.

  3. Потребности и потребление.

  4. Пирамида потребностей А.Маслоу.

1.Потребности - это нужды людей, выражающиеся в благах, то­варах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.

Неудовлетворенные потребности рождают у человека побудитель­ные мотивы, стимулы к трудовой деятельности по созданию или приобрете­нию недостающих ему благ. Поскольку человек живет в обществе и взаимо­действует с другими людьми, Его личные индивидуальные потребности до­полняются групповыми (семья, коллектив) и общественными (государствен­ные институты).

Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня разви­тия сферы материального производства и непроизводственной сферы. В пер­вой создаются материальные ценности - товары, а во второй - духовные цен­ности и услуги. Взаимодействие этих сфер в последней четверти XX века рез­ко усилилось, что позволило многим развитым странам существенно повысить благосостояние их населения.

2. В своей совокупности потребности людей неутолимы и безгра­ничны, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно рас­тут количественно и качественно т.к. включают не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, коллективов работников, населе­ния, наконец, государства. При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но, на основе развития науки и техники, предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые под воздействием широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм увеличи­вают круг существующих потребностей. Этот процесс идет в обществе непре-

14

15

рывно и имеет тенденцию к ускорению. В науке его принято называть законом возвышения человеческих потребностей.

3. Производство, откликаясь на потребности, создает поле для по­требления. Потребление - это процесс удовлетворения потребностей лю­дей, состоящий в использовании продуктов производства по их прямому назначению. В потреблении произведенные в экономике блага уничтожаются, расчищая экономическое поле для все новых и новых потребностей, которые в свою очередь придется вновь и вновь удовлетворять с помощью производст­ва. При этом само производство, создавая блага, потребляет, расходует опре­деленные ресурсы. Эту часть потребления принято называть производствен­ным потреблением.

В условиях рыночной экономики потребление людей зависит от вели­чины их доходов и измеряется с помощью таких экономических показателей, как:

структура потребления;

средний уровень потребления;

потребление на душу населения и др.

.4. Существуют многочисленные классификации человеческих потребно­стей. Обычно их делят на материальные, духовные и социальные. Однако в со­временных условиях наибольшее распространение получила теория американ­ского экономиста А.Маслоу, расположившего потребности в восходящем по­рядке - от низших - материальных до высших - духовных.

Потребность

в самоактуализации

Реализация способностей, развитие личности

,-, с ч Компетентность, авторитет,

Потребность в уважении \ г

4 признание

Потребность в социальных

связях \ Любовь, вхождение

в общность Потребность в безопасности

Защищенность от Физические потребности \ боли

страха и т. д.

15

16

Рис.3.1. Пирамида социальных и человеческих потребностей по А.Маслоу.

В соответствии с теорией А.Маслоу, до тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка не появляются потребности высшего порядка. Целый ряд ученых считает, что пирамиду потребностей А.Маслоу следует до­полнить и увенчать такой высшей потребностью людей, как желание сохра­нить человечество. Это актуально т.к. люди еще в XX веке подвели человече­ство к грани выживания (угроза ядерной войны, парниковый эффект, загряз­нение окружающей среды и др.).