Чистое общественное благо
1. Рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц. Это приходит всякий раз, когда их деятельность в производстве или в потреблении сопровождается воздействием на окружающих.
Внешний эффект (экстерналий) - влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие
139
140
новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно - как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т.д.).
Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.
Цена стали
Количество стали
D - спрос (частная ценность)
S - предложение (частные издержки)
Е - равновесная рыночная цена
бизд. - социальные издержки общества О - общественный оптимум производства
Рис. 35.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта.
Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние.
140
141
Рыночный механизм помимо внешних отрицательных затрат не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства.
Цены компьютеров
D (частная ценность) 'изд
где:
Количество работников
D - спрос (частная ценность)
S - предложение (частные издержки)
Е - равновесная рыночная цена
бизд. - социальные издержки
О - общественный оптимум производства
Рис. 35.2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта
Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители данного эффекта не учитывают, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.
Внешние эффекты, возникающие в потреблении аналогичны производству. Например, потребление алкоголя вызывает отрицательный внешний эффект, а повышение образования - положительный.
Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернетизацией внешних эффектов.
141
142
2. Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, то необходимо вмешательство государства. Оно может компенсировать отрицательный внешний эффект:
Запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик.
Установив предельно допустимые нормы загрязнения природы
Введя налоги, которые имеют специальное назначение - налоги Пигу (амер. экономист Р. Пигу (1877-1959) - нейтрализации отрицательного внешнего эффекта.
Установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам придти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок - рынок прав, которые можно продавать. Например, разрешение ткацкой фабрике продать свои права на загрязнение металлургическому комбинату ведут к увеличению социального благосостояния и не влияют на внешние эффекты, так как общее количество выбросов не изменяется. Такой рынок действует на принципах спроса и предложения и не игнорирует социальный оптимум.
Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в ЗО-е годы XX века американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза. Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек - затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т.е. низких трансакционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффекты без дополнительных затрат.
Если издержки по заключению сделки между заинтересованными сторонами (трансакционные издержки) окажутся слишком высоки, то проблему вынуждено решать государство путем применения одной из перечисленных ранее мер: запретом, ограничением, дополнительным налогообложением.
142
143
3. Внешние эффекты - не единственная трудность рынка. Несостоятельность рынка проявляется также в отношении общественных благ.
Чистое общественное благо - разновидность благ, потребляемое совместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают его или нет.
Весь мир вещей, благ можно разделить на:
частные блага - исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что потребление блага одним человеком сокращает возможность для других;
чистые общественные блага — не являются исключительными и не выступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духового оркестра в парке);
промежуточные блага - не обладают в полной мере свойствами ни частного блага, и общественного. Если людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом. В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе) оно является естественным монопольным благом.
Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Здесь часто возникает проблема нахлебников - своеобразных «зайцев» - людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства). Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности ком-
143
144
пенсировать затраты, и чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.
Типичными примерами общественных благ являются:
национальная оборона;
фундаментальные научные исследования;
программы борьбы с бедностью.
Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод. Подобный анализ «затраты-выгоды» является неточным и приблизительным из-за невозможности проверить его рынком. В связи с этим предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.
- Вопрос 1. Мир благ, окружающий человека.
- Вопрос 2. Естественные и социальные условия жизни.
- Естественная среда.
- Социальные условия
- Взаимодействие социальной и природной сред.
- Вопрос 3. Потребности, как основной мотив деятельности людей.
- Вопрос 4. Ресурсы хозяйственной деятельности.
- Вопрос 5. Экономический выбор и границы производственных возможное
- Вопрос 6. Экономические отношения между людьми.
- 1. Взаимодействие людей в хозяйственной жизни. 2. Экономические отношения и их структура. 3. Отношения в переходной экономике.
- Вопрос 7. Виды и модели экономических систем.
- Вопрос 8. Четырехсотлетняя эволюция идей в теоретической экономической науке.
- Вопрос 9. Предмет экономической теории, методы анализа и исследования экономических процессов.
- Определение понятия. Положительные и отрицательные стороны рынка.
- Структура и инфраструктура рынка.
- Границы развития рынка.
- Вопрос 11. Спрос и предложение.
- Вопрос 12. Поведение продавцов и покупателей на рынке.
- Вопрос 13. Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной полезности.
- Вопрос 14. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ.
- Вопрос 15. Эластичность спроса и предложения.
- Вопрос 16. Закон убывающей предельной производительности.
- Сущность закона.
- Границы действия закона.
- Графическая иллюстрация действия закона.
- Вопрос 17. Изо кванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба.
- Вопрос 18. Организация предпринимательской деятельности. Фирма.
- Вопрос 19. Издержки производства: виды, динамика.
- Вопрос 20. Выручка и прибыль.
- Результирующий показатель деятельности фирмы.
- Сущность прибыли и ее функции
- Разновидности прибыли.
- Вопрос 21. Принципы максимизации прибыли.
- При совершенной конкуренции.
- При несовершенной конкуренции.
- 21.3. Максимизация прибыли в различных рыночных ситуациях.
- Вопрос 22. Рыночная власть: монополия
- Вопрос 23. Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия).
- 1. Сходство монополистической конкуренции с совершенной конку ренцией и монополией.
- Специфические особенности монополистической конкуренции.
- Максимизация прибыли в условиях монополистической конкурен ции.
- Вопрос 24. Рыночная власть: олигополия.
- 3. Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой.
- Вопрос 25. Антимонопольное регулирование рынка
- Вопрос 26. Спрос на факторы производства.
- Особенности ценообразования на факторы производства
- Прокатная и капитальная цена фактора производства.
- Различие спроса на факторы производства при совершенной конку ренции и монополии.
- Вопрос 27. Рынок труда.
- Особенности рынка труда.
- Спрос на рынке труда.
- Предложение на рынке труда.
- Вопрос 28. Заработная плата и занятость.
- Вопрос 29. Рынок капитала.
- 1. Современные трактовки капитала
- 2. Спрос и предложение капитал
- Вопрос 30. Процентная ставка и инвестиции
- Вопрос 31. Рынок земли.
- Рыночные отношения в аграрном комплексе.
- Спрос и предложение на фактор»земля».
- 3. Цена земли.
- Вопрос 32. Земельная рента.
- Рента как доход с земли.
- Виды земельной ренты.
- Вопрос 33. Общее равновесие и благосостояние
- Вопрос 34. Распределение доходов и неравенство.
- Вопрос 35. Внешние эффекты и общественные блага
- Положительный и отрицательный внешние эффекты
- Государственное влияние на внешние эффекты
- Чистое общественное благо
- Вопрос 36. Национальная экономика как целое.
- Вопрос 37. Кругооборот доходов и продуктов
- Потоки и запасы в национальной экономике
- Циркулярная модель в национальной экономике
- Пропорции кругооборота
- Вопрос 38. Валовой национальный продукт и способы его измерения
- Вопрос 39. Национальный доход
- Понятие национального дохода
- Факторный состав национального дохода
- Вопрос 40. Располагаемый личный доход
- 1. Личный доход населения.
- 2. Располагаемый доход.
- Вопрос 41. Индексы цен
- Характеристика цены.
- Потребительская корзина.
- Индексы Ласпайроса и Пааше.
- Вопрос 42. Безработица и ее формы
- Вопрос 43. Инфляция и ее виды.
- Вопрос 44. Цикличность экономического развития
- Вопрос 45. Макроэкономическое равновесие в народ ном хозяйстве
- Содержание и условия общего макроэкономического равновесия.
- Теоретические взгляды на равновесие в народном хозяйстве
- Моделирование равновесия
- Вопрос 46. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Совокупный спрос и его состав
- Совокупное предложение и его элементы
- Графическая интерпретация взаимодействия совокупных спроса и предложения.
- Вопрос 47. Стабилизационная политика
- Цели и методы проведения стабилизационной политики
- Лаги стабилизационной политики
- 1. Стабилизационная политика - система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.
- Вопрос 48. Потребление и сбережения.
- Вопрос 49. Функциональная роль инвестиций в экономике.
- Вопрос 50. Теория мультипликатора.
- Обоснование мультипликационного эффекта в национальной эконо мике.
- Парадокс бережливости
- Акселератор инвестиций.
- Вопрос 51. Государственный бюджет и налоги.
- Вопрос 52. Бюджетно-налоговая политика.
- Влияние государственных расходов и налогов на домохозяйства.
- Влияние государственных расходов и налогов на предприниматель ский сектор.
- Вопрос 53. Деньги и их функции.
- Вопрос 54. Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор
- Денежный сектор экономики.
- Денежная масса. Ликвидность.
- Расчет денежного мультипликатора.
- Вопрос 55. Равновесие на денежном рынке.
- Спрос на деньги.
- Предложение денег.
- Равновесие на денежном рынке.
- Вопрос 56. Банковская система.
- Кредитные отношения.
- Понятие о банковской деятельности.
- Структура кредитно-банковской системы.
- Вопрос 57. Денежно-кредитная политика регулирования рыночной экономики.
- Значение денежно-кредитной политики.
- Виды денежно-кредитной политики.
- Инструменты денежно-кредитной политики.
- Вопрос 58. Экономический рост и развитие.
- Вопрос 59. Международные экономические отношения
- Мировое хозяйство.
- Интернационализация, интеграция и глобализация экономических процессов.
- Формы международных экономических отношений.
- Вопрос 60. Внешняя торговля и торговая политика.
- Значение для национальной экономики внешней торговли.
- Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. 4. Протекционизм и свобода торговли.
- Вопрос 61. Платежный баланс.
- Вопрос 62. Валютный курс.