logo
экономикс

Чистое общественное благо

1. Рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает ин­тересы третьих лиц. Это приходит всякий раз, когда их деятельность в произ­водстве или в потреблении сопровождается воздействием на окружающих.

Внешний эффект (экстерналий) - влияние деятельности одного чело­века на благосостояние другого. Положительное влияние оценивается как по­ложительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие

139

140

новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно - как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хо­зяйственной деятельности и т.д.).

Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индиви­дуальные издержки на величину негативного воздействия.

Цена стали

где:

Количество стали

D - спрос (частная ценность)

S - предложение (частные издержки)

Е - равновесная рыночная цена

бизд. - социальные издержки общества О - общественный оптимум производства

Рис. 35.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта.

Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель переклады­вает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равно­весного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосос­тояние.

140

141

Рыночный механизм помимо внешних отрицательных затрат не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства.

Цены компьютеров

D (частная ценность)

'изд

S (частные из­держки)

где:

Количество работ­ников

D - спрос (частная ценность)

S - предложение (частные издержки)

Е - равновесная рыночная цена

бизд. - социальные издержки

О - общественный оптимум производства

Рис. 35.2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта

Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители данного эффекта не учитывают, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.

Внешние эффекты, возникающие в потреблении аналогичны производству. Например, потребление алкоголя вызывает отрицательный внешний эффект, а повышение образования - положительный.

Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, по­буждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернетизацией внешних эффектов.

141

142

2. Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социаль­ные издержки, то необходимо вмешательство государства. Оно может компен­сировать отрицательный внешний эффект:

Запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик.

Установив предельно допустимые нормы загрязнения природы

Введя налоги, которые имеют специальное назначение - налоги Пигу (амер. экономист Р. Пигу (1877-1959) - нейтрализации отрицательного внешнего эффекта.

Установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам придти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок - рынок прав, которые можно продавать. Например, разрешение ткацкой фабрике продать свои права на загрязнение металлургическому комбинату ведут к увеличению социального благосостоя­ния и не влияют на внешние эффекты, так как общее количество выбросов не изменяется. Такой рынок действует на принципах спроса и предложения и не игнорирует социальный оптимум.

Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внеш­них эффектов впервые доказал в ЗО-е годы XX века американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза. Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек - затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т.е. низких трансак­ционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффек­ты без дополнительных затрат.

Если издержки по заключению сделки между заинтересованными сторона­ми (трансакционные издержки) окажутся слишком высоки, то проблему вы­нуждено решать государство путем применения одной из перечисленных ра­нее мер: запретом, ограничением, дополнительным налогообложением.

142

143

3. Внешние эффекты - не единственная трудность рынка. Несостоятель­ность рынка проявляется также в отношении общественных благ.

Чистое общественное благо - разновидность благ, потребляемое со­вместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают его или нет.

Весь мир вещей, благ можно разделить на:

частные блага - исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что по­требление блага одним человеком сокращает возможность для других;

чистые общественные блага — не являются исключительными и не вы­ступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потре­бителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно ис­ключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духово­го оркестра в парке);

промежуточные блага - не обладают в полной мере свойствами ни част­ного блага, и общественного. Если людей невозможно исключить из потреб­ления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом. В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержа­ние пожарной команды в городе) оно является естественным монопольным благом.

Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Обще­ственные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообло­жения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Здесь часто возникает проблема нахлеб­ников - своеобразных «зайцев» - людей, которые, пользуясь неисключитель­ностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбо­ваться салютом, произведенным на частные средства). Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности ком-

143

144

пенсировать затраты, и чтобы их предоставить населению, государство долж­но само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каж­дый потребитель.

Типичными примерами общественных благ являются:

национальная оборона;

фундаментальные научные исследования;

программы борьбы с бедностью.

Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод. Подобный анализ «затраты-выгоды» является неточным и приблизи­тельным из-за невозможности проверить его рынком. В связи с этим предос­тавление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.