Вопрос 22. Рыночная власть: монополия
Виды монополии.
Максимизация прибыли монополией.
Ценовая дискриминация и ее виды.
Показатели степени монополизации рынка.
Ущерб, наносимый монополией обществу.
Мифы о монополиях.
89
90
1. Монополия - самая крайняя, самая жесткая форма несовершенной конкуренции, предусматривающая контроль рыночной цены со стороны одной фирмы. Такой контроль может возникнуть как вследствии объективных, так и искусственных причин:
наличие единственного месторождения полезных ископаемых или иного экономического ресурса приводит к возникновению сырьевой монопо лии;
государственноге регулирование спроса на некоторые товары и ус луги (оружие, наркотики, алкоголь, табак и др.) порождают административ ную монополию;
при нецелесообразности для общества конкуренции, когда произ водство продукции, услуги силами одной фирмы обходится дешевле, чем не сколькими (деятельность коммунальных служб по обеспечению населения во допроводом, газоснабжением, освещением и т.д.) В этом случае возникает ес тественная монополия.
Важный признак любой монополии - наличие сверхдохода в форме монополистической прибыли. Чтобы ее присвоить, фирмы стремятся создавать для этого специальные условия. Как результат: наряду с объективно существующими монополиями возникают искусственные. Они создаются за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний, поглощения фирм, раздела сфер влияния на рынках и т.д.
Искусственные монополии постоянно подделываются под естественные, чтобы избежать контроля со стороны государства. В современной России уровень искусственного монополизма чрезвычайно высок, что является следствием незавершенности перехода крынку.
2. Сколь ни велика власть монополии над рынком, ее нельзя назвать всеобъемлющей, так как трудно представить монопольный товар, который был бы нужен всем людям по сколь угодно высокой цене. В действительности, власть монополии тем выше, чем ниже эластичность спроса на ее товар.
90
91
Именно эту ситуацию и стремится использовать монополист на рынке, а если ее нет - то создать искусственно.
Для монополиста ситуация «нулевой» прибыли (MC=MR=P) неприемлема. В отличие от совершенного конкурента он контролирует не один параметр (объем производства), а два (+ цену). Выбирая комбинацию «цена - количество» монополист стремится получить максимальную разницу между валовыми доходами и валовыми издержками. Сначала он оптимизирует количество, сокращая его до уровня, соответствующего MC=MR, а затем ищет приемлемую цену на кривой спроса.
А
Р
\
мс
Qm4* Q™ Q
Рек - цена совершенной конкуренции
Рм - цена монополии
Qck - объем производства для совершенной конкуренции
QM - объем производства при монополии
Ш0Ш^ - монопольная прибыль
Рис. 22.1 Максимизация прибили монополией.
Следовательно, формула максимизации прибыли:
МС = MR < Р формула 22.1
3. Расширяя объем продаж с целью увеличения прибыли, монополия вынуждена снижать цены. В результате, часть покупателей, ранее платившая за товар более высокую цену, снижает расходы. Чтобы не потерять деньги этой группы покупателей, монополия применяет ценовую дискриминацию.
91
92
Ценовая дискриминация - это продажа одинаковой продукции различным покупателям по разным ценам.
Ее можно добиться 3 способами:
продавая каждую единицу продукции по цене, равной спросу на нее. В этом случае излишек потребителя полностью изымается монополией в свою пользу. Это - идеальный вариант, а потому трудно достижим, но монополист разрабатывает методы приближения к нему (например, индивидуальное производство на заказ). Этому виду дискриминации принято присваивать / степень;
продавая товары по ценам, зависящим от объема покупок: чем больше покупаешь, тем меньше платишь за единицу товара. Этому виду дискриминации присваивается // степень. Из-за невысокого платежеспособного спроса населения она очень широко распространена в России.
сегментированием, то есть разделением рынка на отдельные части, где устанавливаются свои цены. Это дискриминация III степени.
Сегментация рынка напрямую связана с неоднородной эластичностью спроса со стороны покупателей, поэтому, чем выше умение монополиста различать группы покупателей с различной эластичностью спроса и чем надежнее способ разграничения рынка на секторы, тем больший доход можно получить:
92
93
Неразделенный рынок
«Дорогой»рынок с неэластичным спросом
График показывает, что суммарная выручка на «дорогом» и «дешевом» секторах рынка значительно превышает ее на неразделенном рынке.
Если графики совместить, то можно определить, как монополия изменяет кривую спроса на свою продукцию в результате сегментации рынка.
R
RR - линия разделения рынка
D-|E - отрезок кривой спроса на «дорогом» рынке
ED2 - отрезок кривой спроса на «дешевом» рынке
93
94
Рис. 22.3. Кривая спроса на продукцию монополиста.
В итоге: монополист продает богатым подороже, бедным - подешевле, но, в любом случае, с максимальной доходностью для себя.
Среди приемов сегментации рынка выделяются:
установление различных тарифов перевозок в зависимости от вида груза и времени перевозки;
назначение различных цен на билеты в музеи, на зрелищные мероприятия для отдельных групп потребителей: детям, пенсионерам, иностранцам и т.д.; применение пониженных цен при предъявлении купонов из рекламных изданий.
4. Величина власти монополии над рынком обратно пропорциональна эластичности спроса на товар монополиста: чем меньше эластичность, тем больше власть и наоборот. На этой основе можно рассчитать индекс монопольной власти (индекс Лернера) Р -Р
Где:
Рт - монопольная цена
Рск - цена совершенной конкуренции Е - эластичность спроса
Формула 22.2.
Степень монопольного контроля рынка можно измерить с помощью индекса Херфиндаля.
94
95
= s,+s;+...+s2n
Где:
51 - процент рынка, контролируемый крупнейшей фирмой в от расли
52 - процент рынка, контролируемый второй по размерам фир мой в отрасли и т. д.
Н — общее число фирм. Максимальное значение индекса (при чистой мпнппппии1 = 10.000
Формула 22.3.
Максимальное значение индекса (при чистой монополии) - 10.000 5. Сравнение поведения на рынке монополиста с совершенным конкурентом показывает, что он ведет себя менее эффективно:
цена, устанавливаемая монополией, всегда выше цены совершенной конкуренции;
максимизируя прибыль, монополист не достигает минимума издержек, а останавливается на более высоком уровне: его интересуют не издержки, а максимальный разрыв между ними и доходом.
Эти недостатки являются прямым следствием отсутствия конкуренции при монополии. Монополист, помимо сказанного, наносит ущерб покупателям, вызывая безвозвратные потери в обществе.
А
Р
\ /
m Qck
- безвозвратные потери общества
95
96
Рис.22.4. Ущерб, наносимый обществу монополией
Монополист, установив монопольную цену Рм по сравнению с ценой совершенного конкурента Рек, отсекает потребительский излишек на отрезке спроса Ei - E2 от покупателя, но и сам им не может воспользоваться. Безвозвратные потери могут возникнуть не только в случае с монопольным ценообразованием, но и, например, при чрезмерном налогообложении фирм и населения со стороны государства или чрезмерно низкой оплаты труда, что актуально для современной России.
6. В отношении монополий на бытовом уровне существует несколько мифов:
» Непотопляемость монополий. В действительности, монополизм не гарантирует прибыль, а лишь повышает вероятность ее получения по сравнению с совершенной конкуренцией. Нередки случаи больших потерь дохода монополиями, вплоть до краха.
» Монополия максимизирует прибыль от продажи каждой единицы продукции. На самом деле, она заинтересована в росте совокупной, общей прибыли.
» Монополия устанавливает максимально возможные цены. Это неверно, т.к. такие цены нередко могут принести меньшую прибыль. Для нее главное -максимизировать разницу между валовым доходом и валовыми издержками.
- Вопрос 1. Мир благ, окружающий человека.
- Вопрос 2. Естественные и социальные условия жизни.
- Естественная среда.
- Социальные условия
- Взаимодействие социальной и природной сред.
- Вопрос 3. Потребности, как основной мотив деятельности людей.
- Вопрос 4. Ресурсы хозяйственной деятельности.
- Вопрос 5. Экономический выбор и границы производственных возможное
- Вопрос 6. Экономические отношения между людьми.
- 1. Взаимодействие людей в хозяйственной жизни. 2. Экономические отношения и их структура. 3. Отношения в переходной экономике.
- Вопрос 7. Виды и модели экономических систем.
- Вопрос 8. Четырехсотлетняя эволюция идей в теоретической экономической науке.
- Вопрос 9. Предмет экономической теории, методы анализа и исследования экономических процессов.
- Определение понятия. Положительные и отрицательные стороны рынка.
- Структура и инфраструктура рынка.
- Границы развития рынка.
- Вопрос 11. Спрос и предложение.
- Вопрос 12. Поведение продавцов и покупателей на рынке.
- Вопрос 13. Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной полезности.
- Вопрос 14. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ.
- Вопрос 15. Эластичность спроса и предложения.
- Вопрос 16. Закон убывающей предельной производительности.
- Сущность закона.
- Границы действия закона.
- Графическая иллюстрация действия закона.
- Вопрос 17. Изо кванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба.
- Вопрос 18. Организация предпринимательской деятельности. Фирма.
- Вопрос 19. Издержки производства: виды, динамика.
- Вопрос 20. Выручка и прибыль.
- Результирующий показатель деятельности фирмы.
- Сущность прибыли и ее функции
- Разновидности прибыли.
- Вопрос 21. Принципы максимизации прибыли.
- При совершенной конкуренции.
- При несовершенной конкуренции.
- 21.3. Максимизация прибыли в различных рыночных ситуациях.
- Вопрос 22. Рыночная власть: монополия
- Вопрос 23. Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия).
- 1. Сходство монополистической конкуренции с совершенной конку ренцией и монополией.
- Специфические особенности монополистической конкуренции.
- Максимизация прибыли в условиях монополистической конкурен ции.
- Вопрос 24. Рыночная власть: олигополия.
- 3. Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой.
- Вопрос 25. Антимонопольное регулирование рынка
- Вопрос 26. Спрос на факторы производства.
- Особенности ценообразования на факторы производства
- Прокатная и капитальная цена фактора производства.
- Различие спроса на факторы производства при совершенной конку ренции и монополии.
- Вопрос 27. Рынок труда.
- Особенности рынка труда.
- Спрос на рынке труда.
- Предложение на рынке труда.
- Вопрос 28. Заработная плата и занятость.
- Вопрос 29. Рынок капитала.
- 1. Современные трактовки капитала
- 2. Спрос и предложение капитал
- Вопрос 30. Процентная ставка и инвестиции
- Вопрос 31. Рынок земли.
- Рыночные отношения в аграрном комплексе.
- Спрос и предложение на фактор»земля».
- 3. Цена земли.
- Вопрос 32. Земельная рента.
- Рента как доход с земли.
- Виды земельной ренты.
- Вопрос 33. Общее равновесие и благосостояние
- Вопрос 34. Распределение доходов и неравенство.
- Вопрос 35. Внешние эффекты и общественные блага
- Положительный и отрицательный внешние эффекты
- Государственное влияние на внешние эффекты
- Чистое общественное благо
- Вопрос 36. Национальная экономика как целое.
- Вопрос 37. Кругооборот доходов и продуктов
- Потоки и запасы в национальной экономике
- Циркулярная модель в национальной экономике
- Пропорции кругооборота
- Вопрос 38. Валовой национальный продукт и способы его измерения
- Вопрос 39. Национальный доход
- Понятие национального дохода
- Факторный состав национального дохода
- Вопрос 40. Располагаемый личный доход
- 1. Личный доход населения.
- 2. Располагаемый доход.
- Вопрос 41. Индексы цен
- Характеристика цены.
- Потребительская корзина.
- Индексы Ласпайроса и Пааше.
- Вопрос 42. Безработица и ее формы
- Вопрос 43. Инфляция и ее виды.
- Вопрос 44. Цикличность экономического развития
- Вопрос 45. Макроэкономическое равновесие в народ ном хозяйстве
- Содержание и условия общего макроэкономического равновесия.
- Теоретические взгляды на равновесие в народном хозяйстве
- Моделирование равновесия
- Вопрос 46. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Совокупный спрос и его состав
- Совокупное предложение и его элементы
- Графическая интерпретация взаимодействия совокупных спроса и предложения.
- Вопрос 47. Стабилизационная политика
- Цели и методы проведения стабилизационной политики
- Лаги стабилизационной политики
- 1. Стабилизационная политика - система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.
- Вопрос 48. Потребление и сбережения.
- Вопрос 49. Функциональная роль инвестиций в экономике.
- Вопрос 50. Теория мультипликатора.
- Обоснование мультипликационного эффекта в национальной эконо мике.
- Парадокс бережливости
- Акселератор инвестиций.
- Вопрос 51. Государственный бюджет и налоги.
- Вопрос 52. Бюджетно-налоговая политика.
- Влияние государственных расходов и налогов на домохозяйства.
- Влияние государственных расходов и налогов на предприниматель ский сектор.
- Вопрос 53. Деньги и их функции.
- Вопрос 54. Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор
- Денежный сектор экономики.
- Денежная масса. Ликвидность.
- Расчет денежного мультипликатора.
- Вопрос 55. Равновесие на денежном рынке.
- Спрос на деньги.
- Предложение денег.
- Равновесие на денежном рынке.
- Вопрос 56. Банковская система.
- Кредитные отношения.
- Понятие о банковской деятельности.
- Структура кредитно-банковской системы.
- Вопрос 57. Денежно-кредитная политика регулирования рыночной экономики.
- Значение денежно-кредитной политики.
- Виды денежно-кредитной политики.
- Инструменты денежно-кредитной политики.
- Вопрос 58. Экономический рост и развитие.
- Вопрос 59. Международные экономические отношения
- Мировое хозяйство.
- Интернационализация, интеграция и глобализация экономических процессов.
- Формы международных экономических отношений.
- Вопрос 60. Внешняя торговля и торговая политика.
- Значение для национальной экономики внешней торговли.
- Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. 4. Протекционизм и свобода торговли.
- Вопрос 61. Платежный баланс.
- Вопрос 62. Валютный курс.