logo
экономикс

Вопрос 22. Рыночная власть: монополия

  1. Виды монополии.

  2. Максимизация прибыли монополией.

  3. Ценовая дискриминация и ее виды.

  4. Показатели степени монополизации рынка.

  5. Ущерб, наносимый монополией обществу.

  6. Мифы о монополиях.

89

90

1. Монополия - самая крайняя, самая жесткая форма несовершенной кон­куренции, предусматривающая контроль рыночной цены со стороны одной фирмы. Такой контроль может возникнуть как вследствии объективных, так и искусственных причин:

Важный признак любой монополии - наличие сверхдохода в форме моно­полистической прибыли. Чтобы ее присвоить, фирмы стремятся создавать для этого специальные условия. Как результат: наряду с объективно существую­щими монополиями возникают искусственные. Они создаются за счет специ­альных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний, по­глощения фирм, раздела сфер влияния на рынках и т.д.

Искусственные монополии постоянно подделываются под естественные, чтобы избежать контроля со стороны государства. В современной России уро­вень искусственного монополизма чрезвычайно высок, что является следст­вием незавершенности перехода крынку.

2. Сколь ни велика власть монополии над рынком, ее нельзя назвать все­объемлющей, так как трудно представить монопольный товар, который был бы нужен всем людям по сколь угодно высокой цене. В действительности, власть монополии тем выше, чем ниже эластичность спроса на ее товар.

90

91

Именно эту ситуацию и стремится использовать монополист на рынке, а если ее нет - то создать искусственно.

Для монополиста ситуация «нулевой» прибыли (MC=MR=P) неприемлема. В отличие от совершенного конкурента он контролирует не один параметр (объем производства), а два (+ цену). Выбирая комбинацию «цена - количест­во» монополист стремится получить максимальную разницу между валовыми доходами и валовыми издержками. Сначала он оптимизирует количество, со­кращая его до уровня, соответствующего MC=MR, а затем ищет приемлемую цену на кривой спроса.

А

Р

\

мс

Qm4* Q™ Q

Рек - цена совершенной конкуренции

Рм - цена монополии

Qck - объем производства для совершенной конкуренции

QM - объем производства при монополии

Ш0Ш^ - монопольная прибыль

Рис. 22.1 Максимизация прибили монополией.

Следовательно, формула максимизации прибыли:

МС = MR < Р формула 22.1

3. Расширяя объем продаж с целью увеличения прибыли, монополия вы­нуждена снижать цены. В результате, часть покупателей, ранее платившая за товар более высокую цену, снижает расходы. Чтобы не потерять деньги этой группы покупателей, монополия применяет ценовую дискриминацию.

91

92

Ценовая дискриминация - это продажа одинаковой продукции различ­ным покупателям по разным ценам.

Ее можно добиться 3 способами:

продавая каждую единицу продукции по цене, равной спросу на нее. В этом случае излишек потребителя полностью изымается монополией в свою поль­зу. Это - идеальный вариант, а потому трудно достижим, но монополист раз­рабатывает методы приближения к нему (например, индивидуальное произ­водство на заказ). Этому виду дискриминации принято присваивать / степень;

продавая товары по ценам, зависящим от объема покупок: чем больше поку­паешь, тем меньше платишь за единицу товара. Этому виду дискриминации присваивается // степень. Из-за невысокого платежеспособного спроса насе­ления она очень широко распространена в России.

сегментированием, то есть разделением рынка на отдельные части, где уста­навливаются свои цены. Это дискриминация III степени.

Сегментация рынка напрямую связана с неоднородной эластичностью спроса со стороны покупателей, поэтому, чем выше умение монополиста раз­личать группы покупателей с различной эластичностью спроса и чем надеж­нее способ разграничения рынка на секторы, тем больший доход можно полу­чить:

92

93

Неразделенный рынок

«Дорогой»рынок с неэластичным спросом

Рис. 22.2. Разделение единого рынка монополией на части

График показывает, что суммарная выручка на «дорогом» и «дешевом» секторах рынка значительно превышает ее на неразделенном рынке.

Если графики совместить, то можно определить, как монополия изменяет кривую спроса на свою продукцию в результате сегментации рынка.

R

RR - линия разделения рынка

D-|E - отрезок кривой спроса на «дорогом» рынке

ED2 - отрезок кривой спроса на «дешевом» рынке

93

94

Рис. 22.3. Кривая спроса на продукцию монополиста.

В итоге: монополист продает богатым подороже, бедным - подешевле, но, в любом случае, с максимальной доходностью для себя.

Среди приемов сегментации рынка выделяются:

установление различных тарифов перевозок в зависимости от вида груза и времени перевозки;

назначение различных цен на билеты в музеи, на зрелищные мероприятия для отдельных групп потребителей: детям, пенсионерам, иностранцам и т.д.; применение пониженных цен при предъявлении купонов из рекламных изда­ний.

4. Величина власти монополии над рынком обратно пропорциональна эла­стичности спроса на товар монополиста: чем меньше эластичность, тем больше власть и наоборот. На этой основе можно рассчитать индекс моно­польной власти (индекс Лернера) Р -Р

Где:

Рт - монопольная цена

Рск - цена совершенной конкуренции Е - эластичность спроса

Формула 22.2.

Степень монопольного контроля рынка можно измерить с помощью индек­са Херфиндаля.

94

95

= s,+s;+...+s2n

Где:

51 - процент рынка, контролируемый крупнейшей фирмой в от­ расли

52 - процент рынка, контролируемый второй по размерам фир­ мой в отрасли и т. д.

Н — общее число фирм. Максимальное значение индекса (при чистой мпнппппии1 = 10.000

Формула 22.3.

Максимальное значение индекса (при чистой монополии) - 10.000 5. Сравнение поведения на рынке монополиста с совершенным конкурен­том показывает, что он ведет себя менее эффективно:

цена, устанавливаемая монополией, всегда выше цены совершенной конку­ренции;

максимизируя прибыль, монополист не достигает минимума издержек, а ос­танавливается на более высоком уровне: его интересуют не издержки, а мак­симальный разрыв между ними и доходом.

Эти недостатки являются прямым следствием отсутствия конкуренции при монополии. Монополист, помимо сказанного, наносит ущерб покупателям, вызывая безвозвратные потери в обществе.

А

Р

\ /

m Qck

мс

- безвозвратные потери общества

95

96

Рис.22.4. Ущерб, наносимый обществу монополией

Монополист, установив монопольную цену Рм по сравнению с ценой со­вершенного конкурента Рек, отсекает потребительский излишек на отрезке спроса Ei - E2 от покупателя, но и сам им не может воспользоваться. Безвоз­вратные потери могут возникнуть не только в случае с монопольным ценооб­разованием, но и, например, при чрезмерном налогообложении фирм и насе­ления со стороны государства или чрезмерно низкой оплаты труда, что акту­ально для современной России.

6. В отношении монополий на бытовом уровне существует несколько ми­фов:

» Непотопляемость монополий. В действительности, монополизм не гаранти­рует прибыль, а лишь повышает вероятность ее получения по сравнению с со­вершенной конкуренцией. Нередки случаи больших потерь дохода монополи­ями, вплоть до краха.

» Монополия максимизирует прибыль от продажи каждой единицы продук­ции. На самом деле, она заинтересована в росте совокупной, общей прибыли.

» Монополия устанавливает максимально возможные цены. Это неверно, т.к. такие цены нередко могут принести меньшую прибыль. Для нее главное -максимизировать разницу между валовым доходом и валовыми издержками.