logo
экономикс

3. Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих рыночную политику между собой.

Создание картеля приводит к рыночной ситуации, аналогичной монополии, правда, с одной особенностью: входящие в него олигополисты готовы в любой момент, если им это окажется выгоднее, противопоставить себя другим чле­нам картеля. Поэтому картель часто называют лишь подобием монополии, т.е. квазимонополией.

Объединяет олигополистов в картель сговор - тайное или явное соглашение между фирмами-олигполистами, позволяющее им:

102

103

установить единую монопольную цену на рынке;

распределять квоты по продаже продукции между участниками картеля;

разделить рынок на части;

не допускать конкурентов на рынок.

Из-за политики сговора, которая, в основном, проводится негласно, многие экономисты олигополию считают даже более опасной для свободной рыноч­ной экономики, чем монополию: тайный сговор государство не может ни ре­гулировать законом, ни контролировать.

4. Лидерство в ценах позволяет олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Суть лидерства в ценах заключается в том, что наибо­ лее крупная или наиболее эффективная фирма-олигополист устанавливает цены на рынке, а остальные подстраиваются под нее. При этом проявляются 2 особенности:

лидер не может игнорировать интересы других олигополистов, т.к. все вместе - они сильнее лидера. Поэтому он вынужден заботиться об общих интересах;

снижается неопределенность поведения фирм-олигополистов на рынке. Ли-дер-олигополист строит свою ценовую политику на следующих принципах:

Вместе с тем, «лидерство в ценах» вовсе не исключает жесткой борьбы ме­жду самими олигополистами, поэтому часто совмещается с поведением, опи­сываемом при помощи модели ломаной кривой спроса.

5. Принцип «издержки плюс» или накидка к цене широко применяется олигополистами из-за простоты совмещения как с моделью картеля, так и «ли-

103

104

дерства в ценах». Этот принцип наиболее целесообразен для фирм, произво­дящих не один продукт, а большое количество различных товаров.

При ценообразовании по данному принципу вычисляются издержки олиго-полиста на единицу продукции при некотором желательном (планируемом) объеме производства и добавляется накидка в размере определенного процен­та. В результате, получается рыночная цена.