Бюджетная политика сша
Первые полтора века существования Соединенных Штатов федеральный бюджет формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было
органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на
расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств
и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект.
Качественно иной этап, как отмечает американская бюджетная статистика,
начинается с периода корейской войны: после 1949 финансового года рост
бюджета (в текущих ценах) происходит практически непрерывно. Увеличение
расходов приобретает принципиально иную окраску: эта тенденция не
прекращается и в "мирные" годы. Именно с этого периода начинается и "регулярно-дефицитное" финансирование госрасходов США, завершившееся только к 1998 финансовому году, когда размеры федеральных расходов достигли 1,7 трлн. долл.
К числу конкретных причин возникновения и быстрого роста дефицитов,
особенно после 1960-х годов, принято относить множество разнообразных
факторов. Среди них наиболее часто упоминаются два: рост военных расходов
США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной и увеличение расходов
на социальные программы, быстрее всего происходившее в 1970-е годы.
Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального бюджета
многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно включали в
качестве основных две рекомендации: сокращение (или "упорядочение")
расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт -
сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались расходы на
социальное страхование).
С завершением холодной войны принято связывать и успехи
администрации Клинтона в быстром достижении фактически уже к 1998
финансовому году сбалансированных бюджетных показателей. К настоящему времени не произошло ни массированного сокращения затрат на военные нужды, ни радикального уменьшения масштабов социальных программ — хотя были проведены некоторые, и довольно значительные, корректировки в той или иной категории федеральных расходов.
В американской бюджетной практике за последние десятилетия трудно было бы
обнаружить сколько-нибудь масштабный пример непредвиденного развития
событий. Все отклонения фактических показателей от программ и прогнозов,
как правило, умещались в рамки допустимых погрешностей или же заранее
оговаривались в прогнозах и объяснялись небывало сложными сочетаниями
изменений в динамике экономического роста, в темпах инфляции, во
внешнеполитических доктринах администраций и т.д. Запрограммированные цифры
по конкретным разделам бюджета часто не совпадали с фактически достигнутыми
показателями за конкретный период, причем расхождения, в том числе и между
предсказанными и реальными размерами бюджетного дефицита, достигали
несколько десятков миллиардов долларов. Однако, в целом, поставленные
бюджетно-политические задачи выполнялись.
В истории США уже случилось памятное процветание (prosperity) 20-х годов
с очень сходными экономическими характеристиками: безудержный рост биржевых
котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и траты населения. В
связи с этим можно выдвинуть предположение о повторении экономического тайфуна начала 1930-х., что и произошло в конце 2008 г.
Ликвидация "экономической проблемы номер один" провозглашалась многими президентами. при Клинтоне это улучшение стало возможным благодаря удачному совпадению по времени разнородных благоприятных для США факторов. Среди этих факторов есть одноразовые: завершение холодной войны (начавшееся до Клинтона, но
давшее Америке за последние 10 лет "дивиденд" минимум в 500-700 млрд. долл.
- и ничего не давшее другому участнику противостояния — России); важную
роль сыграл пик повышательной фазы — и обычного делового цикла, и "длинной
волны" по Кондратьеву—Шумпетеру, - пришедшийся как раз, как и
предсказывалось заранее, на середину 90-х годов.
Наиболее продолжительный период бескризисного развития американской экономики (1961—1969 гг. - 106 месяцев) принято связывать с успехами кейнсианских рычагов воздействия на экономику и, кроме того, со значительной стимулирующей ролью войны в Юго-Восточной Азии. Следующий период длительного экономического роста (92 месяца) падает на мирные 1982-1990 гг. - его принято было связывать с "рейганомикой" и частично ассоциировать с монетаристским подходом к экономической политике. На деле, однако, основную роль в этот период сыграли чисто бюджетные
стимулы (в том числе связанные и с расширением военных расходов), причем
роль государства, которая, по идеям "рейганомики", должна была сократиться
до уровня примерно в 19% ВВП (по доходам и расходам федерального бюджета),
в реальности возросла - федеральные расходы увеличились до 23,6% ВВП при
возросшем дефиците бюджета.
Продолжение такого экономического и бюджетного курса должно, по
расчетам, было дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл.
Однако, эти прогнозы не оправдались. В настоящее время для администрации США и Федеральной резервной системы необходимо найти возможности и экономические рычаги, чтобы смягчить последствия финансового кризиса. Помехой могут послужить
политические факторы, которые либо толкнут экономику США на неэффективный
иделогизированный путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги
в своевременное действие.
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Мировая экономика на современном этапе
- 1. Мировое хозяйство и мировой экономический порядок
- Понятие мирового хозяйства. Роль России в мировой экономике
- Роль России в мировой экономике
- 1.2. Генезис мировой экономики
- 1.3. Концепция глобальной экономической системы и ее строение
- Выделяют следующие формы экономической интеграции по степени объединения:
- 1.4. Международный порядок и его влияние на мировую экономику
- 2. Международные экономические отношения и факторы их развития
- 2.1. Понятие мэо и их субъекты.
- 2.2. Классификация видов международных экономических отношений и их эффекты
- 2.3. Причины возникновения и факторы, влияющие на мэо
- 2. 4. Тенденции и перспективы развития мэо
- Экономические организации, осуществляющие международный надзор и контроль
- Международные институты управления мировой экономикой
- Россия и вто
- 3.2. Ассоциации и союзы свободной торговли:
- 3.3. Основные этапы многостороннего регулирования мирохозяйственных связей
- Раздел 2. Главные теории мировой экономики и международная торговля
- 4. Классические теории международной торговли (тмт)
- 4.1 Протекционистские тмт: меркантилизм и неомеркантилизм
- 4.2. Либеральные теории а.Смита и д. Риккардо
- 4.3. Теории соотношения факторов производства и парадокс Леонтьева
- 4.4. Теория жизненного цикла товара (жцт) и теория подобия стран
- Теорема Рыбчинско
- Теория международной конкуренции м. Портера
- 5. Модели взаимодействия рынка товаров и активов
- 5.1. Рынок товаров и кривая is
- 5.2. Равновесие на рынке денег, кривая lm
- 5.3. Равновесие на рынке товаров и денег
- 5.4. Кривая платежного баланса bp
- 5.5. Модель равновесия в открытой экономике is- lm- bp
- 6. Международная торговля и мировой рынок
- 6.1. Понятие международной торговли, ее структура и динамика развития
- 6.2. Принципы стоимостной оценки международной торговли
- 6.3. Макроэкономическая модель мирового рынка
- 6.4. Классификация товаров с точки зрения их международной стабильности
- 6.5. Перспективы развития международной торговли
- Раздел 3. Особенности мирового размещения и движения производительных сил
- 7. Международное движение факторов производства
- 7.1. Понятие и классификация факторов производства
- 7.2. Международная мобильность факторов производства
- 7.3.Теории движения факторов производства
- 7.4. Взаимосвязь международной торговли и движения факторов производства
- Контрольные вопросы
- 8. Международное движение капитала
- 8.1. Причины международного движения капитала
- 8.2. Правило Леона Вальраса
- 8.3. Формы движения капитала
- 8.4. Межвременная торговля
- 9. Мировая валютная система
- 9.1. Этапы развития мировой валютной системы
- 9.2. Валютный курс и валютный рынок
- 10. Международная миграция рабочей силы
- 10.1. Трудовые ресурсы и их структура
- 10.2. Понятие, причины и виды трудовой миграции
- 10.3. Масштабы и направления трудовой миграции
- Влияние миграции на национальные экономики
- Современные тенденции международной миграции
- Раздел 4. Интернационализация и интеграция мировой экономики
- 11. Транснациональные корпорации как результат интернационализации в мировой экономике
- 11.1. Понятие тнк, цели создания
- 11.2.Этапы становления тнк
- 11.3. Современные тенденции развития тнк
- Контрольные вопросы
- 12. Европейский союз: эволюция в направлении интеграции в Европе
- Понятие и формы интеграции.
- 12.2. Этапы становления и характерные черты ес
- 12.3. Основные положения концепции общего рынка
- 12.4. Организационная структура ес
- 12.5. Экономические последствия объединения западноевропейских стран для России
- Контрольные вопросы
- Раздел 5. Особенности развития важнейших региональных и национальных экономических систем современного мира
- 13. Типология стран мирового хозяйства
- Система макроэкономических показателей развития стран мира
- Объективно сложившаяся классификация стран
- 13.3. Характеристики, специфические для основных групп стран мира
- 14. Экономические модели развития стран мира
- 14.1. Разновидности экономических моделей развития стран
- 14.2. Англо-саксонская либеральная модель экономики
- 14.3. Западноевропейская социал-демократическая модель
- 14.4. Особенности либерально-демократической экономики Франции
- 14.5. Дальневосточная патриархально-корпоративная модель
- Экономическая модель новых индустриальных стран
- 14.7. Экономика сша Общая характеристика
- Факторы и динамика экономического развития
- Отраслевая структура экономики сша
- Бюджетная политика сша
- Контрольные вопросы
- 15. Экономические преобразования в странах центральной и восточной Европы
- 15.1.Общая характеристика экономического развития стран цве
- 14.2. Причины и последовательность перехода стран цве к рыночной экономике
- 15.3. Последовательность перехода к рыночной экономике
- 15.4. Внутренняя либерализация и стратегия внешнеэкономической политики в странах цве
- 15.5. Итоги экономической трансформации в странах цве
- Контрольные вопросы