logo search
Политическая_регионалистика

12.8. Сибирский федеральный округ

С запада на восток явно вырисовывается геополитическая ось, исторически соответствующая пути, по которому происходило покорение русскими Сибири: Челябинск – Омск – Новосибирск – Томск – Кемерово – Красноярск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток. Весь этот пояс представляет собой развитую промышленную зону. При этом в этническом смысле это почти чисто русская зона вплоть до Владивостока. Южнее этого русского пояса пролегает параллельная зона с присутствием тюркского населения: Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия. Весь этот нижний пояс входит составной частью в стратегическое пространство «русской Сибири».

Сибирь имеет уникальное геополитическое положение. Между Сибирью и соседними странами существуют не только протяженные границы, но и исторически сложившаяся взаимозависимость экономики на основе разделения труда. При мощном экономическом потенциале для Сибири нет серьезных геополитических препятствий к выходу в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Ее транспортная инфраструктура имеет широтное протяжение – железные дороги связывают западные районы страны и Дальний Восток. Особое место занимают БАМ и водный путь по Амуру. Широка сеть воздушных сообщений. С переходом ряда морских портов на Балтике и Черном море в собственность вновь образовавшихся сопредельных стран повысилось значение Северного Ледовитого океана по пути выхода в Атлантику. Этому способствует направление течения великих сибирских рек с юга на север и наличие, как отмечалось выше, Северного морского пути. Важна географическая близость с южными соседями. Наличие таких геополитических факторов создает все необходимые условия для успешной хозяйственной деятельности, делает Сибирь ядром, способным придать устойчивость геополитическому пространству Азиатской России и Российской Федерации в целом.

Сибирь в процессе длительной европеизации русскими приобрела характерные черты, совмещающие в себе культурные признаки Запада и Востока. Она «стягивает» близко находящиеся регионы в единое целое, приобретая свойства экономико-географи-ческого центра России и выражая идею геополитического единства страны. Являясь географическим центром континентальной державы (центром местоположения, по Д.И. Менделееву), Сибирь имеет все возможности для развития гетерогенных связей по всем направлениям хозяйственной и культурной деятельности: внутри России, в рамках СНГ, между Западом и АТР, Югом и Севером. Это говорит о выходе макрорегиона за рамки периферийного геополитического состояния.

Все это гигантское пространство составляет главное стратегическое преимущество России как подлинно евразийской державы. Благодаря этому южно-сибирскому коридору Россия получает возможность накрепко связать регионы Центра с тихоокеанским побережьем, обеспечив тем самым потенциальную магистраль полноценного освоения Сибири и выхода в Азиатско-Тихооке-анский регион. Поэтому геополитическое будущее России связано с Сибирью, которая составляет 40% территории страны.

Сибирь, выступая объединяющим звеном геополитического пространства России, объективно способствует ее устойчивости в широком смысле слова и смягчает отсутствие «поясов безопасности», в качестве которых выступали бывшие союзные республики и страны социализма.

Сибирь – главная топливно-энергетическая и минерально-сырьевая база страны. Здесь сосредоточено до 85% нефтегазового комплекса страны, 75% добычи угля, от 40 до 100% добычи сырья для черной и цветной металлургии, до 50% производства пиломатериалов. Поэтому главными составными элементами национального богатства макрорегиона являются топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы. «Ваша судьба не на Западе, а на Востоке. Ваши газ и нефть – колоссальный инструмент геополитического влияния», – подчеркивает П.-М. Галуа.

На территории Тюменской, Томской, Новосибирской, Омской областей находится Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция, занимающая более 2 млн км2. Этот комплекс в ближайшей перспективе будет оставаться основной базой углеводородного сырья, так как альтернативных нефтяных и газовых провинций в России нет. Здесь расположены 80% разведанных запасов нефти и газа России. В Томской области находится крупный Западно-Сибирский железорудный бассейн. Тунгусский угольный бассейн является крупнейшим в мире. Ресурсы угля достигают 85% балансовых запасов Российской Федерации. Крупнейшим в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке является Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области. Его освоение приобретает геополитическое значение – Япония, Китай и Республика Корея крайне заинтересованы в получении газа из России.

Восточная Сибирь занимает видное место в России по запасам вольфрама, которые сосредоточены в Бурятии и Забайкальском крае. Ведущее место в стране принадлежит месторождениям молибдена в Забайкальском крае, Бурятии, Красноярском крае. Руды цветных металлов (никеля, меди, платиноидов, кобальта) имеют мировое значение и являются богатейшими в России. В районе Норильска находится важнейшая в России группа месторождений медно-никелевых руд. Большие перспективы имеет освоение одного из крупнейших в мире Удоканского месторождения медных руд на севере Забайкальского края. В Забайкальском крае и Иркутской области добывается золото. В Иркутской области находится крупнейшее в мире Непское месторождение калийных солей. В Хакасии разрабатывается богатейшее в России Кибик-Кор-донское месторождение декоративного мрамора.

По запасам гидроэнергетических ресурсов Восточная Сибирь занимает первое место в стране. В Байкале сосредоточено 20% всей пресной воды планеты.

Общая протяженность судоходных внутренних путей макрорегиона достаточно велика. Судоходство осуществляется по озеру Байкал, рекам Селенге, Енисею, Ангаре, Лене, Витиму и др. На севере Красноярского края, омываемого Карским морем и морем Лаптевых, расположены порты Дудинка, Диксон, Хатанга. Северная часть макрорегиона зависит от Северного морского пути, который обеспечивает значительную часть ввоза и вывоза продукции цветной металлургии из Норильска и местного лесного комплекса. Транспортная обеспеченность территории макрорегиона существенно улучшится с завершением строительства Байкало-Амурской магистрали, имеющей уникальное геополитическое значение для дальнейшего освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Ее ввод значительно повысит транзитную роль макрорегиона по направлению Запад–Восток с выходом в страны Азиатско-Тихо-океанского региона.

Роль транспортной системы Сибири еще более возрастет в результате развития международного транспортного коридора «Транссиб» с тремя ответвлениями на Казахстан и Китай, Корейский полуостров, Монголию. Наличие обширной сети водных путей позволяет осуществлять внутренние грузовые и пассажирские перевозки в пределах территории макрорегиона и через Карское море входить в сферу действия Северного морского пути как одной из важнейших транспортных коммуникаций страны, имеющей огромное стратегическое и экономическое значение для развития северных территорий Сибири и Дальнего Востока.

Черная металлургия Юга Западной Сибири (Кемеровская область) является одной из крупнейших металлургических баз страны. Россия стала крупнейшим мировым экспортером алюминия. Почти три четверти общероссийского производства приходится на крупнейшие предприятия региона: Красноярский, Иркутский, Братский и Саянский алюминиевые заводы. Наиболее развитыми промышленными узлами Западной Сибири являются Новокузнецкий (черная и цветная металлургия), Новосибирский (машиностроения), Омский (машиностроение, нефтехимия). Один из важнейших центров ядерно-оружейного комплекса России – Северск (бывший Томск-7). Крупнейшим в мире производителем никеля и металлов платиновой группы является ГМК «Норильский никель», с ним связано интенсивное освоение территории Крайнего Севера.

Самым большим регионом страны является Красноярский край, который протянулся от берегов Северного Ледовитого океана до горных районов Южной Сибири почти на 3 тыс. км. Географическое положение и экономическая мощь делают край потенциальным лидером всей Сибири и Дальнего Востока, от успехов развития которого зависит не только социально-экономическая стабильность востока России, но и геополитическое влияние нашей страны во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Разноликие в природном и экономическом отношении территории края скреплены Енисеем и системой его притоков: Нижней и Подкаменной Тунгуской, Ангарой, Каном и Тубой. Система рек бассейна Енисея придает краю определенную компактность и выступает в качестве его своеобразного естественного и хозяйственного «каркаса». По территории края проходят, кроме Транссиба, федеральные дороги: «Байкал» М 53 (Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск) и «Енисей» М 54 (Красноярск – Абакан – Кызыл – Госграница), которые со временем станут составной частью международ- ной трансконтинентальной широтной автомагистрали к Тихому океану.

Ключевым биосферным регионом России является Горный Алтай, концентрирующий уникальные природные богатства и ресурсы, пока не затронутые техногенной цивилизацией. На его территории сходятся границы четырех государств: России, Казахстана, Китая и Монголии. Здесь на протяжении многих веков осуществляется диалог трех мировых религий – христианства, буддизма и ислама. Данный регион выступает ключевым звеном этногенеза. Недаром испокон веков тюрки и монгольские племена считали его своей исторической прародиной. Об этом говорят в Японии, Венгрии, Корее, Таиланде. Таким образом, Горный Алтай является оптимальным местом для продуктивного межгосударственного, межрегионного и межнационального сотрудничества. Алтай и Саянские горы связывают внутреннее континентальное пространство России с восточным культурно-географическим миром, с его центральными представителями: Индией и Китаем. Для Сибири характерно пространственное рассредоточение производительных сил на обширной территории и взаимодополняемость природных и хозяйственных комплексов. Геоэкономическая общность сибирских регионов в условиях высоких транспортных тарифов стимулирует усиление внутрихозяйственных связей, что предполагает целесообразность перевода ряда функций государственного уп-равления с федерального на макрорегиональный уровень.