Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
Кредитование бизнеса требует отдельного серьезного разговора.
Кредит раньше рассматривался как весьма нежелательная, крайняя мера, свидетельствующая о глубоком неблагополучии заемщика. Мама нас учила: «Избегай занимать деньги – ведь придется возвращать. И давать взаймы тоже плохо: долги отдают неохотно. В итоге растеряешь друзей, наживешь врагов». Факт получения платы за кредит – ссудного процента – расценивался как аморальный. Самые отвратительные литературные персонажи – ростовщики: шекспировский Шейлок, бальзаковский Гобсек, старуха‑процентщица Достоевского…
С этими представлениями пора расстаться. Для современного предпринимателя кредит – нормальная и притом весьма выгодная повседневная операция. Не зря ведущая роль в рыночной экономике развитых капиталистических стран принадлежит именно кредитным организациям – банкам. Любое начинание предпринимателя так или иначе связано с добыванием денег. А важнейшим и всегда работающим источником денег служит кредит.
Наши традиционные представления о кредите сегодня нуждаются в основательном пересмотре.
Слово «кредит» происходит от латинского credo, что значит «верю».
Кредит (ссуда) – это предоставление денег на условиях возврата с уплатой процентов в оговоренный срок. Кроме того, кредит может предоставляться в форме рассрочки платежа, а также в виде покупки долговых обязательств заемщика (дебитора).
Кредитные отношения предполагают удовлетворение двух сторон: одна – дебитор– получает необходимые для бизнеса средства, другая –кредитор– берет за предоставление этих средств определенное вознаграждение (ссудный процент).
В какой момент ситуация становится необратимой?
Ответ: тогда, когда уже нельзя сказать: «Давай все забудем».
Из «ЗАКОНОВ МЕРФИ»‑американского управленческого фольклора
По своей сути ссудный процентпредставляет собой плату за отказ от использования денег сегодня во имя использования их завтра в большем количестве.
Ссудный процент (или норма процента) рассчитывается как отношение дохода от ссудного капитала к величине этого капитала. Размер ссудного процента зависит (как и всякая цена) прежде всего от состояния спроса и предложения на кредиты. На него влияет также политика Центрального банка России, курсы валют, инфляция, индекс деловой активности и т. д.
Главными качествами кредита являются обеспеченность, целевой характер, срочность, возвратность и платность. Обеспеченностьозначает наличие залога – имущества, под которое выдается кредит.Целевой характер– цель, для которой выдается кредит, имеет большое значение для кредитора.Срочностьозначает, что кредит берется на определенный срок.Возвратностьговорит о том, что заем предполагает его возвращение. Наконец, платностьопределяет плату за получение кредита.
Источниками денег, предоставляемых в кредитпредпринимателям, являются:
• аккумулируемые банками сбережения населения;
• капиталы Центрального и коммерческих банков;
• свободные капиталы предприятий;
• амортизационные фонды предприятий;
• товарный кредит одного предприятия другому;
• капиталы рантье (лиц, живущих на проценты от капитала);
• отчисления государственного и местных бюджетов.
Различают следующие формы кредита:
• государственный;
• ипотечный;
• коммерческий;
• банковский;
• потребительский.
Государственный кредит– такой, в котором кредитором является государство. Он предоставляется, как правило, государственными банками.
Ипотечный кредитпредставляет собой долговременную ссуду под залог недвижимости (производственных или жилых зданий, сооружений, земли).
Коммерческий кредит– предоставление займа одного бизнесмена другому в виде отсрочки платежа за поставленные товары (так называемый торговый кредит), работы или услуги. При этом кредитору выдается вексель, цена которого складывается из цены товара (работы, услуги) и ссудного процента.
Банковский кредит– это кредит банков и других финансово‑кредитных учреждений, выдаваемый в виде денежных ссуд.
Потребительский кредит– частный случай коммерческого или банковского кредита. Выдается потребителю в виде займа для покупки товаров длительного пользования (автомобилей, мебели, сложной бытовой техники) либо в виде банковской ссуды на строительство и приобретение жилья, дач, гаражей и т. д.
Ключевой проблемой кредита является его обеспечение: кредитор хочет спать спокойно, в уверенности, что денежки, которые он дал взаймы, вернутся к нему с прибылью.
- Владимир Абчук
- Шаг 1‑й Для чего мне это нужно с чего это вдруг?
- Способен ли я?
- Необходимые качества
- Смотрим в будущее
- Выбираем бизнес
- Шаг 2‑й Родовые муки Обзаводимся имуществом
- Что дает вам право собственности
- Как юридически оформить предприятие
- Что такое физическое и юридическое лицо
- Ваша организация
- Закрытое акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Производственный кооператив
- Ваш статус – «малый предприниматель»
- Устав предприятия
- Учреждаем и регистрируем малое предприятие как юридическое лицо
- Особенности малых предприятий – юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица
- Получаем лицензии и разрешения
- Шаг 3‑й От потребностей людей к моей прибыли Кому я нужен со своим Предприятием?
- Что предпринимает предприниматель?
- Великое изобретение человечества
- Ваш компас – маркетинг
- Наука предпринимательства
- Потребитель – прибыль
- Ваша главная проблема
- Шаг 4‑й Ваша надежда и опора Осматриваетесь, ищете поддержку
- Категории малых предприятий, нуждающиеся в поддержке
- Специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства
- Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства
- Приобретение оборудования в лизинг
- Сертификация продукции, работ, услуг
- Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
- Государство вам поможет
- Чем новее, тем лучше
- Не всякое новшество – инновация
- Немного об инновационном проектировании
- Капитализм – это учет
- Ваши помощники‑соседи
- Бизнес‑центры и бизнес‑инкубаторы
- Шаг 5‑й Ваши кормильцы Его величество Потребитель
- Изучаете рынок
- Психология покупателя
- Решение о покупке
- Создаете ходовой товар
- Даешь качество
- Качество со всех сторон
- Экспертиза качества
- Управление качеством
- Путь к прилавку
- Перевозите товар
- Жизнь и смерть товара
- Явление конкурента
- Что станет делать конкурент?
- Измерение возможных успехов и неудач
- Шаг 6‑й Заключаем необходимые договоры Договорные обязательства
- Лизинг (финансовая аренда)
- Франчайзинг (коммерческая концессия)
- Комиссия
- Факторинг
- Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
- Обеспечение кредита. Ипотека. Поручительство
- Банковские премудрости
- Формы кредита. Кредитный договор
- Риск кредитования
- Шаг 8‑й Покупаем‑продаем Пробиваемся на рынок
- Сегментируем рынок
- Выбираем целевые сегменты
- Позиционируем товар на рынке
- Назначаем цены
- Цена и условия поставки
- Мы за ценой не постоим
- Стратегия цен
- Оцениваем свои услуги
- Проблема «свободных мест»
- Торгуем оптом
- Торгуем в розницу
- Торговля на дому. Многоуровневый сетевой маркетинг
- Закупка. Поставка. Продажа. Договоры. Контракты
- Товарный ассортимент и товарная номенклатура
- Двигатель торговли
- Вас должны знать
- Презентация
- Стимулирование продаж
- Шаг 9‑й Не дай себе засохнуть Придется рисковать
- Три причины риска
- Как рискуют американцы
- Право на риск
- В дружбе с юристом
- Плата за страх
- Не дай бог…
- 1. Складской учет:
- 2. Гибкий механизм ценообразования:
- 3. Автоматизация оптовой торговли:
- 4. Автоматизация розничной торговли:
- Шаг 10‑й Ваш коллектив Вы – руководитель
- Смотрим в будущее
- Организуем работу
- За какие коврижки?
- И слабым манием руки…
- На посту
- Методы «пряника»
- Методы «кнута»
- Вы – лидер
- Работаем с людьми
- Не бойтесь конфликтов
- Над схваткой
- 3. В. Маяковский, русский поэт
- Набираемся опыта
- Шаг 11‑й Простая бухгалтерия Где взять деньги
- Деньги и риск
- Деньги должны работать
- Сроки финансирования
- Читаем баланс
- Считаем прибыль
- Следим за показателями
- Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия
- Платим налоги
- Шаг 12‑й Ваше будущее: бизнес‑планы Предвидим будущее
- Предвидение. Предсказание. Прогнозирование
- Ваш прорицатель – прогностика
- Первый бизнес‑план
- Приложение Малое предприятие № 1
- Малое предприятие № 2
- Малое предприятие № 3
- Чтобы получить инвестиции под бизнес‑план…