2. Кредитная система Российской Федерации. Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание. Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
Кредитная система – это совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.
Современная кредитная система, с институциональной точки зрения, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике государства.
Структура кредитной системыРоссии:1. Центральный банк 2. Банковскаясистема:• коммерческие банки • сберегательные банки • ипотечные банки 3. Специализированные небанковскиекредитно-финансовыеинституты • страховые компании • инвестиционные фонды • пенсионные фонды • финансово-строительные компании • прочие
Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание.
В отличие от фискальной политики, имеющей дело с бюджетными переменными, суть денежно-кредитной политики сводится к управлению денежной массой страны.
Конечные цели денежно-кредитной политики такие же, как и фискальной (рост, занятость, цены и т.п.). Промежуточные же цели отличаются. Непосредственнымицелямиденежно-кредитной политики являются:
- изменение денежной массы на определенную величину;
- достижение заданной ставки процента;
- достижение определенных параметров кредитования экономики.
Для достижения промежуточных целейимеется три основных инструмента:
- операции на открытом рынке;
- изменение учетной ставки процента;
- изменение нормы минимального резервного покрытия.
Операции на открытом рынкесводятся к тому, что центральный банк страны продает или покупает государственные облигации. В результате этих операций в обращение либо поступают дополнительные деньги, либо из обращения изымаются.
Изменение учетной ставкивлияет на денежную массу, потому что коммерческие банки для своих кредитных операций сами берут деньги в долг у центрального банка под проценты. Повышая учетную ставку, центральный банк вынуждает и коммерческие банки повышать ставки процента. В результате денежные средства становятся менее доступными.
Изменение нормы минимального резервного покрытияведет к тому, что коммерческим банкам либо не хватает резервов, либо их слишком много.
Отсюда количество денег в обращении либо сокращается, либо увеличивается.
Как и в случае с фискальной политикой, различают следующие виды денежно-кредитной политики:
а) экспансионистскую и рестрикционную;
б) дискреционную и автоматическую.
Экспансионистскаяденежно-кредитная политика направлена на увеличение деловой активности и, соответственно, рост национального дохода путем увеличения количества денег в обращении.
Рестрикционнаяденежно-кредитная политика, напротив, имеет своей целью сокращение деловой активности и национального дохода путем сокращения количества денег в обращении.
Классификация денежно-кредитной политики по принципу «дискреционная – автоматическая» высвечивает другой аспект. Денежно-кредитная политика, проводимая на основе специальных решений денежных властей, называется дискреционной. Автоматическая денежно-кредитная политика связана с действием встроенных стабилизаторов.
- 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2. Необходимость государственного регулирования социальных и экономических процессов и его главные направления
- 3. Необходимость, предпосылки и основные функции макроэкономического планирования
- 4. Понятие, типы и формы макроэкономического планирования
- Виды (типы) макроэкономического планирования
- Тема 1.2. Методология прогнозирования и стратегического планирования
- 1. Долгосрочное прогнозирование как база стратегического планирования в регулировании экономики
- 2. Методологические подходы в прогнозировании национальной экономики
- 3. Прогнозные показатели, балансы и сценарии
- Тема 1.3. Система планов и прогнозов развития социально-экономической системы
- 1. Система плановых документов, подготавливаемых в России и организация разработки народнохозяйственных прогнозов, проектов программ и планов.
- 2. Основные цели, структура и содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации.
- I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.
- Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:
- II. Этапы инновационного развития
- III. Развитие человеческого потенциала
- IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности
- VI. Внешнеэкономическая политика
- VII. Региональное развитие
- VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года
- 3. Организация макроэкономического планирования в рф.
- 4. Система органов исполнительной власти Российской Федерации, занимающихся различными аспектами плановой работы.
- 5. Министерство экономического развития рф. Главные задачи, перечень и содержание основных функций, обеспечивающих решение этой задачи.
- 6. Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации.
- Раздел 2 . Прогнозирование и стратегическое планирование экономических и социальных процессов на макроуровне
- Тема 2.1. Демографическая политика и прогнозирование
- 1. Демографические тенденции в России
- 2. Сущность и содержание демографической политики. Современная демографическая политика Российского государства.
- 3. Система показателей демографического прогноза
- 4. Прогноз общей численности и прироста общей численности населения. Метод «возрастной передвижки».
- 5.Вариантность в демографических прогнозах.
- Демографический прогноз до 2030 года
- 6. Механизмы реализации гипотез о вероятных изменениях уровней рождаемости и смертности
- Тема 2.2. Прогнозирование природно-ресурсного потенциала и природоохранной деятельности
- 1. Экологическая политика государства. Экологическая ситуация в Российской Федерации. Основные рычаги государственного воздействия на процесс рационального природопользования.
- Экологическая ситуация в Российской Федерации.
- Основные рычаги воздействия государства на процесс рационального природопользования
- 2. Прогнозирование состояния природной среды. Основные объекты прогнозирования природопользования. Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
- Основные объекты прогнозирования природопользования.
- Экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий.
- Прогнозирование природоохранной деятельности.
- Тема 2.3. Регулирование и прогнозирование научно-технического прогресса
- Показатели, характеризующие нтп
- Последствия нтр:
- Процесс «утечки мозгов». Особенности научно-технической политики:
- Методы прогнозирования и планирования нтп и инновационной деятельности.
- Задачи прогнозирования нтп на различных стадиях его развития.
- Зарубежный опыт прогнозирования и регулирования нтп, возможности его использования в рф.
- 2.4. Планирование и прогнозирование экономического роста и совокупного спроса
- 1. Экономический потенциал общества. Критерии и показатели экономического потенциала: методика расчета и прогнозирования.
- Экономический потенциал
- Показатели экономического потенциала
- Трудовой потенциал
- Научно-технический потенциал
- Экспортный потенциал
- Инвестиционный потенциал
- Сущность и значение структурно-инвестиционной политики на макроуровне. Ее содержание, инструменты и проблемы реализации в рф.
- Направления структурной перестройки экономики
- Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.
- Пределы роста, прогнозы «Римского клуба»
- 4. Структура совокупного спроса. Прогнозирование инвестиций. Структура совокупного спроса
- Прогнозирование инвестиций.
- 2.5.Прогнозирование в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах
- Финансовая политика государства: сущность, цели и содержание. Ее роль в регулировании рыночной экономики.
- Сводный финансовый план государства
- Порядок формирования регионального бюджета
- 2. Кредитная система Российской Федерации. Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание. Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- 3. Стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики.
- 4. Анализ динамики цен промышленной и сельскохозяйственной продукции. Характер инфляционных процессов в России. Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам.
- Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам
- 2.6. Регулирование и прогнозирование рынка труда и занятости
- 2. Трудовой Кодекс рф;
- Проблемы современного рынка труда
- Проблемы обеспечения занятости населения, в условиях рыночного хозяйства.
- Методы прогнозирования.
- Модели согласованности динамики вакансий и числа работоспособных.
- Балансовый метод
- 2.7. Регулирование и прогнозирование социального развития общества и уровня жизни
- Социальное развитие общества в условиях рыночной экономики: сущность и содержание.
- Основные инструменты воздействия государства на социальные процессы
- Социальная инфраструктура общества: сущность, структура, роль в повышении уровня и качества жизни
- Уровень и качество жизни населения: сущность, основные компоненты, факторы на них влияющие, показатели, используемые для их характеристики.
- Основы прогнозирования реальной заработной платы и реальных доходов населения.
- Распределительные процессы в теории и российской экономике.Макроэкономическое регулирование распределительных процессов.
- Значение в регулировании уровня и качества жизни «индивидуальных бюджетов населения», «потребительских корзинок», «прожиточного минимума».
- Назначение прожиточного минимума.
- Методы прогнозирования уровня и качества жизни населения.
- Этапы прогнозной работы при прогнозировании уровня жизни
- Баланс денежных доходов и расходов населения (бдрр). Механизм использования бдрр в прогнозировании.