logo search
Документ Microsoft Word (5)лек - и ист эк

7. Учения Аристотеля

Аристотель (364 – 322 гг. до н. э.) – философ, ученик Платона и учитель великого Александра Македонского, первый мыслитель, который высказал мнение о том, что экономика – это наука о богатстве. Он также известен нам как автор многих трудов об идеальном государстве, например таких, как «Политика», «Никомахова этика» и др.

Аристотель полагал, что свободные люди не должны ни работать своими руками на земле, ни заниматься ремеслом, для этого существуют рабы. Он предполагал, что когда-то рабства не будет, хотя в своих трудах оправдывал рабство и считал его правильным. Аристотель поддерживал Ксенофонта и Платона в вопросах о разделении труда (на умственный и физический) и разделении людей (на свободных и рабов). Еще он, так же, как и его предшественники, полагал, что земледелие является главным, если сравнивать его с ремеслом и торговлей. Практически так полагали все ученые древности.

Аристотель в своих трудах противопоставляет экономию и хрематистику. Экономика – приобретение богатств для совершенно безбедного существования себя и своей семьи. Хрематистика – это накопление денег сверх того, что нужно для проживания человеку. Мыслитель делил хрематистику на два вида:

1) умение сохранить то, что понадобится после для экономии (ведения домашнего хозяйства);

2) накопление всего, в том числе и денег, сверх меры.

Он порицал, если деньги становились самоцелью, а не средством для достижения благих целей, особенно у тех, кто занимался коммерческой торговлей и ростовщичеством. Аристотель в своих произведениях постоянно упоминает, что ненавидит ростовщичество. Ведь деньги, по его мнению, существуют для совершенно других целей (например, для возможности помочь тем, кто живет не так хорошо). Деньги, по Аристотелю, появились из-за потребности торговать более удобным способом, т. е. не выяснять, сколько штук одного товара возможно поменять на несколько штук другого товара. Сама потребность в торговле возникла из-за разделения труда. Люди стали применять разделение труда, потому что каждый человек обладает какими-то способностями и навыками в большей степени, а другими – в меньшей. Поэтому древние греки поняли, что поменять одно на другое гораздо выгоднее, чем самому научиться делать этот товар столь же искусно.

Также Аристотель выдвинул теорию о стоимости денег и цене, но не закончил своих исследований в этой области, так как еще многого не осознавал. Однако Аристотель продвинулся гораздо дальше в своих исследованиях, чем Платон и Ксенофонт. Также для исследователей будущих поколений он «составил» темы, которые всегда будут интересны людям.

ЛЕКЦИЯ № 2. Экономическая мысль в эпоху средневековья