II. Экономическая мысль средневековья Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток.
В Аравии в конце VI – начале VII вв. в связи с зарождением феодальных отношений феодальная и торговая знать стремилась к образованию на Аравийском полуострове единого государства и завоеванию новых торговых путей. Это стремление получило отражение в новой религиозной идеологии – исламе. Основателем ислама был мекканский купец Мухаммед, создавший Коран («Чтение»), который он преподносил как откровения ему Бога.
Основную социальную группу арабов в этот период составляли кочевники-бедуины. Отношения между феодалами-землевладельцами и подвластным им крестьянским населением только начинали складываться.
Коран отражал интересы арабских купцов. Он уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества. Он освящает существование общественных классов и не раз говорит о невольниках (рабах), признавая их необходимой составной частью общественной организации. Рабами могли быть только иноверцы, жители захваченных территорий.
Коран не допускает мысли, что рабы могут быть наделены богатством в такой же мере, как их господа. Но, тем не менее, хотя Коран и видит в рабстве нормальное явление, он все же не склонен чрезмерно восхвалять институт рабства и даже рекомендует верующим отпускать рабов при известных условиях на свободу.
В XII-XIII вв. наблюдается исключительный подъем арабской науки, оказавшей большое влияние на европейскую мысль. Крупнейшим мыслителем этой эпохи является Ибн Халдун (1332-1406).
Он уделял внимание богатству в форме товара и выдвигал глубокий тезис о том, что в продуктах заключается «труд, который проявляется как стоимость». Это позволило ему сделать вывод о том, что продукты труда приобретаются «путем равноценного обмена… по стоимости». Ибн Халдун учил, что золото и серебро «служат воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом…» и отличал стоимость от цены. Так, он указывал, что если на рынке мало предметов роскоши, то цена будет выше «стоимости их труда». Получение промышленной прибыли Ибн Халдун объяснял тем, что богатые «нанимают кого-нибудь», так как эти люди «не получают взамен что-либо равноценного этому труду». К торговой же прибыли он подходил чисто эмпирически, указывая, что торговец «покупает по дешевой цене, а продает по дорогой».
Интересно, что Ибн Халдун оперирует понятием необходимого и избыточного труда. Избыточный продукт он связывает с промышленностью и торговлей, отрицая его в сельском хозяйстве. По мнению Ибн Халдуна, все сельские жители независимо от того, являются ли они оседлыми землевладельцами или кочевниками-скотоводами, имеют возможность производить лишь столько благ, сколько необходимо для удовлетворения их первейших потребностей. Только в городах благодаря скоплению в них больших масс рабочих рук и широкому применению разделения труда возникают предпосылки для создания избыточного продукта.
У Ибн Халдуна можно найти и зачатки теории денег. Он категорически отрицает ту точку зрения, будто источником богатств в некоторых странах является изобилие драгоценных металлов в их недрах. Корни богатства нужно искать в расцвете общественной жизни в странах Востока, а этот расцвет связан с «обилием труда». Иными словами, Ибн Халдун советует искать причину благосостояния народов в трудолюбивом населении.
Заботясь о развитии товарно-денежных отношений, Ибн Халдун, однако, стремился сохранить феодальный строй и считал, что «самое действенное средство достижения расцвета общественной жизни – это уменьшение размера налогов».
- Содержание
- Введение
- Особенности экономических воззрений
- Экономические учения Древней Греции и Рима.
- Экономическая мысль и религия первого тысячелетия новой эры.
- II. Экономическая мысль средневековья Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток.
- Общая характеристика экономической мысли западноевропейского средневековья.
- Экономическая политика и экономическая доктрина периода классического Средневековья.
- Католическая школа канонистов.
- Позиция ф. Аквинского по поводу трактовки таких экономических
- Категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги,
- Торговая прибыль, ростовщический процент.
- Экономические взгляды народов России (IX – XVII вв.).
- Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы
- III. Меркантилизм и физиократы
- Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли.
- Особенности раннего и позднего меркантилизма.
- Идеи и практика меркантилизма в России.
- Историческое значение меркантилизма.
- Физиократизм как первая теоретическая система.
- Критика меркантилизма.
- Экономическая программа.
- Содержание и значение работы ф. Кенэ «Экономическая таблица».
- А. Тюрго как завершитель теории физиократов.
- IV. Классическая политическая экономия Возникновение классической школы.
- Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера.
- Учение а. Смита - выдающегося представителя классической школы.
- Экономическое учение д. Рикардо.
- Экономические учения ж.Б. Сэя, т. Мальтуса и Дж.С. Милля.
- V. Экономическая теория марксизма Обоснование к. Марксом предмета и метода экономической теории – политической экономии.
- Исследование к. Марксом стоимости товара, форм стоимости, денег.
- Теории капитала, прибавочной стоимости и труда производительного и непроизводительного.
- Теория доходов (заработная плата, прибыль, рента). Учение о превращенных формах.
- Теория воспроизводства.
- Формирование и эволюция
- Особенности этапов «маржинальной революции».
- Экономическая теория австрийской школы (учения к. Менгера, ф. Визера и о. Бем-Баверка).
- Маржинальные концепции у. Джевонса и л. Вальраса.
- VII. Неоклассическое направление как второй этап «маржинальной революции» Экономическое учение а. Маршалла; предмет и метод изучения.
- Теория стоимости (ценности) и ценообразования, «цена равновесия».
- Теория доходов и процентной ставки.
- Концепция «эластичности спроса».
- Концепция предельных издержек производства и репрезентативной фирмы.
- Основные положения учения Дж.Б. Кларка.
- Концепция богатства. Учение о статике и динамике.
- «Закон предельной производительности» Дж.Б. Кларка.
- В. Парето о предпосылках и о факторах макроэкономического равновесия.
- VIII. Институционализм и теория рынка с несовершенной конкуренцией Общая характеристика институционализма.
- Основоположник американского институционализма т. Веблен.
- Развитие институционально-социального направления.
- Теория монополистической конкуренции э. Чемберлина.
- Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.
- Iх. Кейнсианство, неолиберализм и монетаризм Экономическое учение Дж. М. Кейнса.
- Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики.
- Особенности неолиберализма.
- Неолибералы о роли государства в «социальном рыночном хозяйстве».
- Чикагская школа монетаризма и теория экономики предложения.
- Х. Вклад российских ученых в развитие экономической мысли Особенности развития экономической науки в России.
- Становление экономической мысли в России можно рассмотреть в следующей таблице:
- Научный вклад м.И.Туган-Барановского в понимание экономических циклов, а.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и н.Д.Кондратьева в понимание экономической динамики.
- 1810/17 1870/75 1914/20 1974/75
- Традиции экономико-математической школы в России и ссср (в.К. Дмитриев, е.Е. Слуцкий, г.А. Фельдман, в.В. Новожилов, л.В. Канторович).