Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики.
50-60-ые годы ознаменовались неуклонным укреплением кейнсианской веры в возможность разрешения противоречий капиталистического воспроизводства с помощью экономической политики государства. В этот период масштабы государственного регулирования экономических процессов расширялись. Экономическая теория получила всеобщее признание, освещая своим научным авторитетом практику государственного вмешательства в экономику. Произошел многосторонний процесс «огосударствления» экономической науки, который проявился в массовом привлечении академических экономистов на службу в государственные и полугосударственные учреждения; возникли «мозговые центры», ставшие пунктами трансформации теоретических идей в практические рекомендации правительству. Неоклассический синтез сформировал основу кейнсианской концепции макроэкономической политики, сочетающей идею бюджетного регулирования с кредитно-денежной политикой.
Кейнсианская концепция макроэкономической политики предполагала выбор такой траектории экономического роста, которая позволила бы достичь компромисса нескольких целей: высокого уровня занятости и низких темпов инфляции, экономической стабильности, высоких темпов роста, равновесия платежного баланса и стабильного валютного курса. Приоритетную роль в этом многоугольнике целей играла занятость, стабилизация экономического цикла и высокие темпы роста.
Формирование кейнсианской концепции макроэкономической политики включало три основных момента: преодоление идеи сбалансированности государственного бюджета как главного критерия бюджетной политики, разработку теории дефицитного финансирования государственных расходов и новое понимание роли кредитно-денежного регулирования как инструмента, поддерживающего бюджетную политику.
Идеи манипулирования налоговой системы, широкого использования государственных расходов и бюджетных дефицитов в целях достижения потенциально возможных темпов экономического роста все более настойчиво пробивали себе дорогу, пока не получили всестороннего обоснования в новых кейнсианских теориях дефицитного финансирования экономики. Согласно этим теориям, критерием желательного и допустимого роста бюджетного дефицита должен был служить бюджет, доходы и расходы которого рассчитаны в условиях полной занятости и полного использования производственных возможностей, т.е. соответствуют потенциально возможному выпуску продукции. Именно такой уровень, по мнению сторонников, придерживающихся этой концепции, должен был определять границы «нормальных» государственных расходов и доходов.
Разрабатывая концепцию дефицитного стимулирования экономики, кейнсианские теоретики исходили из того, что бюджетный дефицит способен порождать два экономических эффекта. Один из них – краткосрочный эффект расширения денежного спроса, который в свою очередь может вызвать рост производства (реальный эффект) и рост цен (инфляционный эффект). Предполагая, что дефицитное финансирование осуществляется в условиях неполной занятости и недогрузки производственных мощностей, они считали, что реальный (или производственный) эффект будет преобладать над инфляционным. Другой эффект – долгосрочный, эффект замещения, когда государственный спрос на денежные ресурсы, порожденный бюджетным дефицитом, замещает частный спрос, сокращает частные капиталовложения и таким образом в конечном счете препятствуют росту производства. Кейнсианские теоретики полагали, что это возможное вытеснение может быть компенсировано тем реальным эффектом роста производства в условиях неполной занятости, о котором говорилось выше. Важна была и роль так называемой согласованной кредитно-денежной политики, которая должна была предотвратить «вытеснение» частного капитала соответствующей политикой поддержания низких процентных ставок и финансирования бюджетного дефицита путем расширения денежного предложения.
В конце 60-х – начале 70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования, которые, в конечном счете, привели к ее дискредитации. Эти просчеты состояли в недооценке опасности развития инфляции, в переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.
Хроническая инфляция, усилившаяся в 70-х годах, выход на первый план задач антиинфляционного регулирования резко сузили возможности проведения кейнсианской политики стабилизации и стимулирования экономического роста. К тому же становилось все более очевидным, что сама стратегия государственного регулирования, в особенности ее методы, ориентированные на управление спросом, перестала соответствовать новым условиям, порожденным современным этапом НТР, растущими масштабами интернационализации экономики и обострением конкуренции. Фокус экономических проблем сместился с условий реализации на условия предложения (производства). Интернационализация, расширение экономических связей увеличили роль рыночных стимулов в развитии производства. В то же время само разрастание государственного аппарата, его бюрократизация стали важным фактором падения экономической эффективности. Огромные масштабы перераспределения национального продукта через бюджетные системы, увеличение дефицитов и связанные с этим усиление налогового бремени обернулись серьезным тормозом функционирования экономики, основанной на рыночных принципах.
Кризис кейнсианской макроэкономической политики вызвал критику всей ортодоксальной экономико-теоретической системы неоклассического синтеза. Ей стали приписывать как подлинные, так и мнимые причины неудач экономического развития. В этой обстановке кейнсианство быстро утратило свои позиции не только в качестве ведущего теоретического направления, но и как основания для выработки экономической политики. На передний план выдвинулись новые школы, исходной идеей которых является либеральная доктрина рыночного саморегулирования экономики при ограниченных формах вмешательства государства. Само кейнсианство как направление вступило в фазу глубокой переоценки собственных основ, завершив таким образом определенный исторический цикл своего развития. В то же время многие его теоретические достижения, прежде всего аналитический аппарат, вошли в арсенал мировой экономической науки.
- Содержание
- Введение
- Особенности экономических воззрений
- Экономические учения Древней Греции и Рима.
- Экономическая мысль и религия первого тысячелетия новой эры.
- II. Экономическая мысль средневековья Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток.
- Общая характеристика экономической мысли западноевропейского средневековья.
- Экономическая политика и экономическая доктрина периода классического Средневековья.
- Католическая школа канонистов.
- Позиция ф. Аквинского по поводу трактовки таких экономических
- Категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги,
- Торговая прибыль, ростовщический процент.
- Экономические взгляды народов России (IX – XVII вв.).
- Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы
- III. Меркантилизм и физиократы
- Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли.
- Особенности раннего и позднего меркантилизма.
- Идеи и практика меркантилизма в России.
- Историческое значение меркантилизма.
- Физиократизм как первая теоретическая система.
- Критика меркантилизма.
- Экономическая программа.
- Содержание и значение работы ф. Кенэ «Экономическая таблица».
- А. Тюрго как завершитель теории физиократов.
- IV. Классическая политическая экономия Возникновение классической школы.
- Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера.
- Учение а. Смита - выдающегося представителя классической школы.
- Экономическое учение д. Рикардо.
- Экономические учения ж.Б. Сэя, т. Мальтуса и Дж.С. Милля.
- V. Экономическая теория марксизма Обоснование к. Марксом предмета и метода экономической теории – политической экономии.
- Исследование к. Марксом стоимости товара, форм стоимости, денег.
- Теории капитала, прибавочной стоимости и труда производительного и непроизводительного.
- Теория доходов (заработная плата, прибыль, рента). Учение о превращенных формах.
- Теория воспроизводства.
- Формирование и эволюция
- Особенности этапов «маржинальной революции».
- Экономическая теория австрийской школы (учения к. Менгера, ф. Визера и о. Бем-Баверка).
- Маржинальные концепции у. Джевонса и л. Вальраса.
- VII. Неоклассическое направление как второй этап «маржинальной революции» Экономическое учение а. Маршалла; предмет и метод изучения.
- Теория стоимости (ценности) и ценообразования, «цена равновесия».
- Теория доходов и процентной ставки.
- Концепция «эластичности спроса».
- Концепция предельных издержек производства и репрезентативной фирмы.
- Основные положения учения Дж.Б. Кларка.
- Концепция богатства. Учение о статике и динамике.
- «Закон предельной производительности» Дж.Б. Кларка.
- В. Парето о предпосылках и о факторах макроэкономического равновесия.
- VIII. Институционализм и теория рынка с несовершенной конкуренцией Общая характеристика институционализма.
- Основоположник американского институционализма т. Веблен.
- Развитие институционально-социального направления.
- Теория монополистической конкуренции э. Чемберлина.
- Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.
- Iх. Кейнсианство, неолиберализм и монетаризм Экономическое учение Дж. М. Кейнса.
- Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики.
- Особенности неолиберализма.
- Неолибералы о роли государства в «социальном рыночном хозяйстве».
- Чикагская школа монетаризма и теория экономики предложения.
- Х. Вклад российских ученых в развитие экономической мысли Особенности развития экономической науки в России.
- Становление экономической мысли в России можно рассмотреть в следующей таблице:
- Научный вклад м.И.Туган-Барановского в понимание экономических циклов, а.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и н.Д.Кондратьева в понимание экономической динамики.
- 1810/17 1870/75 1914/20 1974/75
- Традиции экономико-математической школы в России и ссср (в.К. Дмитриев, е.Е. Слуцкий, г.А. Фельдман, в.В. Новожилов, л.В. Канторович).