logo
Степан / экономика

II. Экономическая мысль средневековья Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток.

В Аравии в конце VI – начале VII вв. в связи с зарождением феодальных отношений феодальная и торговая знать стремилась к образованию на Аравийском полуострове единого государства и завоеванию новых торговых путей. Это стремление получило отражение в новой религиозной идеологии – исламе. Основателем ислама был мекканский купец Мухаммед, создавший Коран («Чтение»), который он преподносил как откровения ему Бога.

Основную социальную группу арабов в этот период составляли кочевники-бедуины. Отношения между феодалами-землевладельцами и подвластным им крестьянским населением только начинали складываться.

Коран отражал интересы арабских купцов. Он уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества. Он освящает существование общественных классов и не раз говорит о невольниках (рабах), признавая их необходимой составной частью общественной организации. Рабами могли быть только иноверцы, жители захваченных территорий.

Коран не допускает мысли, что рабы могут быть наделены богатством в такой же мере, как их господа. Но, тем не менее, хотя Коран и видит в рабстве нормальное явление, он все же не склонен чрезмерно восхвалять институт рабства и даже рекомендует верующим отпускать рабов при известных условиях на свободу.

В XII-XIII вв. наблюдается исключительный подъем арабской науки, оказавшей большое влияние на европейскую мысль. Крупнейшим мыслителем этой эпохи является Ибн Халдун (1332-1406).

Он уделял внимание богатству в форме товара и выдвигал глубокий тезис о том, что в продуктах заключается «труд, который проявляется как стоимость». Это позволило ему сделать вывод о том, что продукты труда приобретаются «путем равноценного обмена… по стоимости». Ибн Халдун учил, что золото и серебро «служат воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом…» и отличал стоимость от цены. Так, он указывал, что если на рынке мало предметов роскоши, то цена будет выше «стоимости их труда». Получение промышленной прибыли Ибн Халдун объяснял тем, что богатые «нанимают кого-нибудь», так как эти люди «не получают взамен что-либо равноценного этому труду». К торговой же прибыли он подходил чисто эмпирически, указывая, что торговец «покупает по дешевой цене, а продает по дорогой».

Интересно, что Ибн Халдун оперирует понятием необходимого и избыточного труда. Избыточный продукт он связывает с промышленностью и торговлей, отрицая его в сельском хозяйстве. По мнению Ибн Халдуна, все сельские жители независимо от того, являются ли они оседлыми землевладельцами или кочевниками-скотоводами, имеют возможность производить лишь столько благ, сколько необходимо для удовлетворения их первейших потребностей. Только в городах благодаря скоплению в них больших масс рабочих рук и широкому применению разделения труда возникают предпосылки для создания избыточного продукта.

У Ибн Халдуна можно найти и зачатки теории денег. Он категорически отрицает ту точку зрения, будто источником богатств в некоторых странах является изобилие драгоценных металлов в их недрах. Корни богатства нужно искать в расцвете общественной жизни в странах Востока, а этот расцвет связан с «обилием труда». Иными словами, Ибн Халдун советует искать причину благосостояния народов в трудолюбивом населении.

Заботясь о развитии товарно-денежных отношений, Ибн Халдун, однако, стремился сохранить феодальный строй и считал, что «самое действенное средство достижения расцвета общественной жизни – это уменьшение размера налогов».