Католическая школа канонистов.
В период классического Средневековья (XI –XV вв.) феодализм достигает наивысшего подъема, и развитие экономической мысли Западной Европы вступает в новую фазу. Жизнь порождала много новых проблем и оказывала определяющее влияние на развитие экономической мысли. Она становилась богаче, и разные проявления ее сказываются в эволюции экономической политики феодального поместья, в законодательстве королей, в экономических требованиях крестьянских восстаний, в цеховых уставах и хозяйственных регламентах городов.
Именно в этот период возникает своеобразная теория крепостничества (трактат «Обычаи Англии»), согласно которой крепостнический произвол возводился в норму, во французских кутюрьмах выдвигался тезис, что все должно быть подвластно сеньору вместе с землей. В английских описях XIII века (экценты), составленных в поместьях (манорах), точно перечислялись повинности крепостного (виллана, коттера), указывался размер его земельного надела (держания), определялся статус крепостного. В этих документах получила выражение своеобразная концепция экономической жизни того времени. Манориальная (поместная) система Англии ориентировалась на натуральное хозяйство.
Тем не менее, экономическая политика английских крепостников в XIII веке отчасти пыталась преодолеть ограниченность натурального хозяйства феодального поместья. Так, в поместных инструкциях рекомендовалось своевременно продавать избытки сельскохозяйственных продуктов, отправлять их на соседние рынки, вести учет выручке, нанимать иногда батраков, покупать разные изделия в городах, изымать часть оброков и штрафов в денежной форме. Почти всем повинностям вилланов давалась денежная оценка. Если у крестьянина появлялись деньги, поместная администрация переводила его на денежный оброк.
Значительные изменения в экономической политике феодалов Западной Европы произошли на рубеже XIII – XIV вв. Под влиянием экономических противоречий феодального поместья, обострения классовой борьбы (массовое бегство крепостных, восстания в городах), феодалы допускают переход к оброчной системе эксплуатации. В XIV – XV вв. они отказываются от некоторых крайних форм личного господства над крестьянами и крепостнического произвола, чтобы вывести сельское хозяйство из тупика. Гарантируя минимальные возможности развития сельского хозяйства, феодалы добивались расширения эксплуатации крепостных на более прочной экономической основе поземельной зависимости.
- Содержание
- Введение
- Особенности экономических воззрений
- Экономические учения Древней Греции и Рима.
- Экономическая мысль и религия первого тысячелетия новой эры.
- II. Экономическая мысль средневековья Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток.
- Общая характеристика экономической мысли западноевропейского средневековья.
- Экономическая политика и экономическая доктрина периода классического Средневековья.
- Католическая школа канонистов.
- Позиция ф. Аквинского по поводу трактовки таких экономических
- Категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги,
- Торговая прибыль, ростовщический процент.
- Экономические взгляды народов России (IX – XVII вв.).
- Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы
- III. Меркантилизм и физиократы
- Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли.
- Особенности раннего и позднего меркантилизма.
- Идеи и практика меркантилизма в России.
- Историческое значение меркантилизма.
- Физиократизм как первая теоретическая система.
- Критика меркантилизма.
- Экономическая программа.
- Содержание и значение работы ф. Кенэ «Экономическая таблица».
- А. Тюрго как завершитель теории физиократов.
- IV. Классическая политическая экономия Возникновение классической школы.
- Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера.
- Учение а. Смита - выдающегося представителя классической школы.
- Экономическое учение д. Рикардо.
- Экономические учения ж.Б. Сэя, т. Мальтуса и Дж.С. Милля.
- V. Экономическая теория марксизма Обоснование к. Марксом предмета и метода экономической теории – политической экономии.
- Исследование к. Марксом стоимости товара, форм стоимости, денег.
- Теории капитала, прибавочной стоимости и труда производительного и непроизводительного.
- Теория доходов (заработная плата, прибыль, рента). Учение о превращенных формах.
- Теория воспроизводства.
- Формирование и эволюция
- Особенности этапов «маржинальной революции».
- Экономическая теория австрийской школы (учения к. Менгера, ф. Визера и о. Бем-Баверка).
- Маржинальные концепции у. Джевонса и л. Вальраса.
- VII. Неоклассическое направление как второй этап «маржинальной революции» Экономическое учение а. Маршалла; предмет и метод изучения.
- Теория стоимости (ценности) и ценообразования, «цена равновесия».
- Теория доходов и процентной ставки.
- Концепция «эластичности спроса».
- Концепция предельных издержек производства и репрезентативной фирмы.
- Основные положения учения Дж.Б. Кларка.
- Концепция богатства. Учение о статике и динамике.
- «Закон предельной производительности» Дж.Б. Кларка.
- В. Парето о предпосылках и о факторах макроэкономического равновесия.
- VIII. Институционализм и теория рынка с несовершенной конкуренцией Общая характеристика институционализма.
- Основоположник американского институционализма т. Веблен.
- Развитие институционально-социального направления.
- Теория монополистической конкуренции э. Чемберлина.
- Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.
- Iх. Кейнсианство, неолиберализм и монетаризм Экономическое учение Дж. М. Кейнса.
- Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики.
- Особенности неолиберализма.
- Неолибералы о роли государства в «социальном рыночном хозяйстве».
- Чикагская школа монетаризма и теория экономики предложения.
- Х. Вклад российских ученых в развитие экономической мысли Особенности развития экономической науки в России.
- Становление экономической мысли в России можно рассмотреть в следующей таблице:
- Научный вклад м.И.Туган-Барановского в понимание экономических циклов, а.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и н.Д.Кондратьева в понимание экономической динамики.
- 1810/17 1870/75 1914/20 1974/75
- Традиции экономико-математической школы в России и ссср (в.К. Дмитриев, е.Е. Слуцкий, г.А. Фельдман, в.В. Новожилов, л.В. Канторович).