Учение а. Смита - выдающегося представителя классической школы.
Адам Смит(1723-1790) родился в Шотландии и получил образование в университетах г. Глазго и Оксфордском. Появление книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» явилось завершением этапа становления политической экономии как науки. В ней автор четко определил предмет, методологию и общую основу политической экономии как особой отрасли знания. Предметом этой науки, по Смиту, является общественное экономическое развитие и рост благосостояния общества. При этом развитие экономики опирается на материальные (физические) ресурсы общества, использование которых ведет к созданию благ и богатства народа.
Методология учения А. Смита основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем: интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества; «экономический человек», по Смиту, есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства; непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция; погоня за прибылью и свободная торговля А. Смитом оценивается как деятельность, выгодная всему обществу; на рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом.
В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: продукты материального производства – это богатство нации, а величина последнего зависит от доли населения, занятого производительным трудом, и производительности труда. Главный фактор роста производительности труда – разделение труда или специализация. Результатом разделения труда являются: экономия рабочего времени; совершенствование навыков работы; изобретение машин, облегчающих ручной труд. Деньги, по А. Смиту, есть особый товар, который является всеобщим средством обмена. Он считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому отдавал предпочтение бумажным деньгам.
В теории стоимости ярко выражена противоречивость взглядов А. Смита. В своих работах он дает три подхода к понятию «стоимость»:
стоимость определяется затратами труда;
стоимость определяется покупаемым трудом, т.е. количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. Это положение справедливо для простого товарного производства, а в условиях капиталистического производства – нет, так как капиталист при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда;
стоимость определяется доходами, к которым ученый относил заработную плату, прибыль и ренту. Это определение носит название «догма Смита» и легло в основу теории факторов производства.
Признавая, что в стоимость единичного товара, кроме доходов, входит также стоимость потребленных средств производства, Смит, однако, утверждал, что их стоимость создается живым трудом в других отраслях, так что, в конечном счете, стоимость совокупного общественного продукта сводится к сумме доходов. Таким образом, получается, что стоимость средств производства, созданная трудом прошлых лет, исчезла.
Заработную плату Смит определял как «продукт труда», вознаграждение за труд. Размер заработной платы зависит от экономической ситуации в стране, поскольку при увеличении богатства увеличивается спрос на труд. Прибыль же – это «вычет из продукта труда», разница между стоимостью произведенного продукта и заработной платой рабочих. Земельная рента – это также «вычет из продукта труда», который создается неоплаченным трудом работников.
В отличие от меркантилистов, отождествлявших капитал с его денежной формой, Смит признавал исключительно важное значение промышленного применения капитала и отмечал второстепенную роль ссудного капитала. В исследовании проблемы основного и оборотного капитала Смит сделал шаг вперед по сравнению с физиократами. Производительным он считал капитал, вложенный в любую отрасль материального производства. Однако при разграничении капитала на основной и оборотный Смит исходил из ошибочного представления о том, что главным содержанием процесса обращения является не смена форм стоимости, а передвижение потребительной стоимости. В соответствии с этим он отнес к основному капиталу ту часть производительного капитала, которая находится неподвижно в сфере производства в виде средств производства и не поступающая в своем натуральном виде в сферу обращения. Другую же часть средств производства, которая физически перемещается и потому находится в сфере обращения, Смит отнес к оборотному капиталу. Смит полагал, что основной капитал не поступает в обращение. На самом же деле основной капитал не поступает в обращение в своей натуральной форме, но стоимость его обращается. Фактически обращаются обе части капитала - и основная, и оборотная.
Условием богатства страны Смит считал принцип полного невмешательства государства в экономику, однако полагал, что государственное регулирование необходимо при возникновении угрозы всеобщему благу. Он сформулировал четыре правила налогообложения: пропорциональность, минимальность, определенность и удобство для плательщика. Ученый выступал в защиту свободной торговли между странами и показал взаимовыгодность международной торговли, исходя из различных уровней издержек производства в различных странах.
А. Смит не завершает классической школы. Он выступил со своим главным произведением накануне промышленного переворота и объектом его исследования был капитализм на сравнительно незрелой ступени его развития. Это обстоятельство в известной мере обусловило неразвитость самой экономической теории Смита, ее двойственность и противоречивость.
- Содержание
- Введение
- Особенности экономических воззрений
- Экономические учения Древней Греции и Рима.
- Экономическая мысль и религия первого тысячелетия новой эры.
- II. Экономическая мысль средневековья Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток.
- Общая характеристика экономической мысли западноевропейского средневековья.
- Экономическая политика и экономическая доктрина периода классического Средневековья.
- Католическая школа канонистов.
- Позиция ф. Аквинского по поводу трактовки таких экономических
- Категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги,
- Торговая прибыль, ростовщический процент.
- Экономические взгляды народов России (IX – XVII вв.).
- Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы
- III. Меркантилизм и физиократы
- Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли.
- Особенности раннего и позднего меркантилизма.
- Идеи и практика меркантилизма в России.
- Историческое значение меркантилизма.
- Физиократизм как первая теоретическая система.
- Критика меркантилизма.
- Экономическая программа.
- Содержание и значение работы ф. Кенэ «Экономическая таблица».
- А. Тюрго как завершитель теории физиократов.
- IV. Классическая политическая экономия Возникновение классической школы.
- Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера.
- Учение а. Смита - выдающегося представителя классической школы.
- Экономическое учение д. Рикардо.
- Экономические учения ж.Б. Сэя, т. Мальтуса и Дж.С. Милля.
- V. Экономическая теория марксизма Обоснование к. Марксом предмета и метода экономической теории – политической экономии.
- Исследование к. Марксом стоимости товара, форм стоимости, денег.
- Теории капитала, прибавочной стоимости и труда производительного и непроизводительного.
- Теория доходов (заработная плата, прибыль, рента). Учение о превращенных формах.
- Теория воспроизводства.
- Формирование и эволюция
- Особенности этапов «маржинальной революции».
- Экономическая теория австрийской школы (учения к. Менгера, ф. Визера и о. Бем-Баверка).
- Маржинальные концепции у. Джевонса и л. Вальраса.
- VII. Неоклассическое направление как второй этап «маржинальной революции» Экономическое учение а. Маршалла; предмет и метод изучения.
- Теория стоимости (ценности) и ценообразования, «цена равновесия».
- Теория доходов и процентной ставки.
- Концепция «эластичности спроса».
- Концепция предельных издержек производства и репрезентативной фирмы.
- Основные положения учения Дж.Б. Кларка.
- Концепция богатства. Учение о статике и динамике.
- «Закон предельной производительности» Дж.Б. Кларка.
- В. Парето о предпосылках и о факторах макроэкономического равновесия.
- VIII. Институционализм и теория рынка с несовершенной конкуренцией Общая характеристика институционализма.
- Основоположник американского институционализма т. Веблен.
- Развитие институционально-социального направления.
- Теория монополистической конкуренции э. Чемберлина.
- Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.
- Iх. Кейнсианство, неолиберализм и монетаризм Экономическое учение Дж. М. Кейнса.
- Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики.
- Особенности неолиберализма.
- Неолибералы о роли государства в «социальном рыночном хозяйстве».
- Чикагская школа монетаризма и теория экономики предложения.
- Х. Вклад российских ученых в развитие экономической мысли Особенности развития экономической науки в России.
- Становление экономической мысли в России можно рассмотреть в следующей таблице:
- Научный вклад м.И.Туган-Барановского в понимание экономических циклов, а.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и н.Д.Кондратьева в понимание экономической динамики.
- 1810/17 1870/75 1914/20 1974/75
- Традиции экономико-математической школы в России и ссср (в.К. Дмитриев, е.Е. Слуцкий, г.А. Фельдман, в.В. Новожилов, л.В. Канторович).