logo
Степан / экономика

Экономическая мысль и религия первого тысячелетия новой эры.

Отличительной чертой первого тысячелетия новой эры является переход от рабовладения к феодализму, и поэтому главным направлением в достижении экономической мысли был переход от оправдания рабства к его осуждению. Отрицательное отношение к рабовладельческой системе было обусловлено, прежде всего, низкой эффективностью рабского труда, однако большую роль в этом сыграли и религиозные воззрения того времени.

Следует иметь в виду, что в этот период церковь вообще оказывала сильное влияние на экономические взгляды. Это влияние шло, прежде всего, через Библию и Евангелие (Новый Завет). Так провозглашался приоритет духовного начала в экономике, подчеркивалось, что не все ценности в мире продаются за деньги, развивались идеи близкие к социалистическим и даже к коммунистическим. В Священном Писании можно найти и наставления из арсенала форм и методов управления экономикой. Сама церковь приобщалась к взиманию налогов (сборов) и к ведению хозяйства.

Уже в начальной стадии формирования ислама (примерно 600-й год нашей эры) пророк Мухамед проповедовал дух умеренности, непоклонения богатству, милосердия, призывал избегать «греховной расточительности, дабы не остаться обедневшим». Мухамед установил правила наследования имущества и распределения средств, поступающих в виде обязательного внесения милостыни (заката), годовая норма которой не превышала двух-трех процентов стоимости имущества лица, вносящего милостыню. Пророком был создан общественный фонд поддержки неимущих, который формировался из заката и пятой части военной добычи.

К сожалению, как ранее, так и сейчас многие верующие далеко не всегда придерживаются экономических правил и норм, вводимых по Божественному промыслу и зафиксированных в Священных Писаниях. Тем не менее, это не снижает исторической ценности и научно-познавательного интереса к взглядам на экономическую сторону жизни, представленными в Библии, Евангелии, Талмуде, Коране, Священных Книгах других вероучений.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Назовите основные положения кодекса законов Вавилонии.

  2. С помощью каких средств и приемов призывал Конфуций государей управлять народом?

  3. Какими характерными чертами отличается азиатский способ производства?

  4. Каковы основные идеи трактата Ксенофонта «О домашнем хозяйстве»?

  5. Какие экономические и социальные проблемы рассматривал Платон в своем труде «Государство»?

  6. В чем состоит суть идеи справедливости Платона?

  7. Перечислите основные заслуги Аристотеля в экономической науке.

  8. Назовите ключевые положения труда Аристотеля «Политика».

  9. Какие ученые, писатели и политики Древнего Рима занимались анализом экономики?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Какие из ниженазванных черт были характерны для азиатского способа производства:

а) чрезмерное регулирование хозяйства;

б) ведущая роль в экономике принадлежит государству;

в) неприкосновенность частной собственности;

г) всемерное развитие товарно-денежных отношений.

2. В своем труде «Государство» Платон положительно оценивал следующие экономические и социальные процессы:

а) поощрение развития натурального хозяйства;

б) наделение горожан земельными наделами;

в) выдача ссуд под проценты;

г) ограничение законом пределов колебаний цен.

3. Основными положениями труда Аристотеля «Политика» являются:

а) наличие в экономике частной собственности;

б) содействие расширению производства для удовлетворения естественных потребностей;

в) поощрение производства и обмена для обогащения;

г) всемерное развитие ростовщичества, т.е. ссуды денег;

д) государство важнее семьи и отдельной личности.