logo
Степан / экономика

Экономические учения Древней Греции и Рима.

В Древней Греции и Римской империи экономические воззрения систематизируются и приобретают научный облик, причем выразителями этих теорий были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств. Выдающиеся греческие философы-мыслители Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.), Платон (427-347), Аристотель (384-322) уже могут быть названы первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» - это попытка найти выход из экономических трудностей Древней Греции. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему: естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов, любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость). Ксенофонт делит экономику на отрасли, пишет о сельском хозяйстве, ремесленничестве и торговле.

Платон создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство». Он довольно подробно высказывается о специализации трудовой деятельности, анализирует ряд основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом. Некоторые взгляды Платона на экономические и социальные процессы представляют значительный интерес. Так, возникновение государства он связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, и если деньги имеют ограниченное хождение. Поэтому он считал, что горожан надо наделять земельными наделами. Однако имущество граждан не должно быть чрезмерным. Запрещаются ссуды под проценты. Закон должен устанавливать пределы колебаний цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных. Платон стремится доказать, что большое богатство и счастье несовместимы. Богатый человек не может быть вполне хорошим человеком, так как, по крайней мере, часть его богатства приобретается и расходуется несправедливо.

Однако наибольший вклад в экономическую науку Платон внес косвенно, созданием своей теории идеального общественного устройства. Основой такого устройства является идея справедливости. Справедливым называется такое общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Поясняя это, он вводит существование трех основных добродетелей человека: мудрость, мужество и сдерживающая мера. Те, кто не обладает ни одной из этих добродетелей, должны быть рабами. В итоге справедливое общество должно состоять из четырех классов: правителей; воинов; свободных крестьян и ремесленников; рабов.

По мнению Платона, правители не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.

Благодаря такому устройству, полагал Платон, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро. Деньгами послужат бумажные знаки (чтобы исключить торговлю с соседними странами). Будут запрещены кредит и процент. Все имущество подлежит учету, основываясь на котором государство отбирает у граждан любой излишек, превышающий установленный максимум.

Гениальный ученый и мыслитель древности Аристотель пошел дальше Ксенофонта и Платона. Он заложил основы экономической науки, приблизился к пониманию стоимости товаров, выявил экономическую сущность обмена, предложил трактовку цены как денежной меры стоимости. У него есть интересные мысли о происхождении и функциях денег, об их превращении в капитал, приносящий собственнику новые деньги.

Ключевые положения труда Аристотеля «Политика» следующие:

Аристотель проявлял консерватизм в ряде взглядов на экономические явления. К примеру, он отрицательно относился к развитию торговли и денежных отношений в Греции того периода, идеализировал небольшие натуральные земледельческие хозяйства, оправдывал рабство и считал рабов «говорящими орудиями».

В Древнем Риме такие ученые, писатели и политики, как Варрон, Катон, Цицерон, Плиний старший уделяли внимание экономике сельского хозяйства, земельной собственности, организации труда рабов, высказывали мысли о роли отдельных видов экономической деятельности, а также множество хозяйственных советов. Особо следует выделить ученого Плиния старшего (123-79 гг. до н.э.) как автора энциклопедического труда «Естественная история», а также двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (I век н.э.) «О сельском хозяйстве».