logo search
Документ Microsoft Word (5)лек - и ист эк

3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция

Референдум по проекту Конституции, изготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Основной закон говорит о том, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ не имеют права свободного выхода, но в рамках Федерации получают высокую степень независимости. Конституция признает высшей ценностью человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю. Согласно Конституции, Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на 4 года, имеет обширные полномочия: он определяет главные направления внешней и внутренней политики страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; представляет Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства; обладает правом распускать Думу и назначать новые выборы, если Дума 3 раза подряд отклонит кандидатуру Председателя Правительства. В Конституции было закреплено обязательное одобрение государственного бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты обеими палатами Федерального Собрания.

Сложные процессы, проходившие в России, не могли не затронуть отношений центра с автономными республиками, областями, национальными округами, входившими в ее состав. Все республики, входившие в Российскую Федерацию, провозгласили свой суверенитет и отказались от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), назвали себя суверенными республиками. У некоторых из них были попытки взять курс на последовательный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской Республики прекратило все связи и отношения с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет.

Наряду с принятием новой Конституции на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республика отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994 г., оговорив особые условия пребывания в Федерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с остальными республиками, областями и краями РФ. Однако они не решили всех вопросов взаимоотношений федерального Центра с субъектами Федерации.

Тем временем межнациональные конфликты привели к столкновениям осетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения противостоящих сторон. Через 2 года начался вооруженный конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта РФ вошли войска для восстановления там конституционной законности и правопорядка.

Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 000 военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 000 человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили политическую ситуацию в России.

31 августа 1996 г. представители федеральной стороны и сепаратистов подписали важные документы: «Совместное заявление» и «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой» (так называемые Хасавюртовские соглашения). Согласно им в Чечне прекращались военные действия, учреждалась «Объединенная комиссия из представителей органов власти РФ и ЧР», а итоговое соглашение между федеральным Центром и Чеченской Республикой, «определяемое в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права», отодвигалось до 31 декабря 2001 г.

К середине января 1997 г. территорию Чечни покинули все федеральные воинские части. 27 января здесь состоялись выборы президента Чечни и парламента республики.

4. Приватизация

В конце 1992 г. началась приватизация государственной собственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В России появилось 40 млн акционеров, главным образом – номинальных, ибо до 70% акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалось в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев финансовых и коммерческих структур, легализовавшихся участников подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен за ваучеры ничем не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить систему противодействия этому процессу, тем более в ситуации, когда она стремилась в короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости.

С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Рынок товаров дополнился рынком капитала. В 1997 г. на долю государственного сектора приходилось всего 7,8% промышленного производства, 8,8% – сельскохозяйственного, 8,3% – розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе. Серьезные позиции в промышленности занял иностранный капитал.

Оглавление

# ЛЕКЦИЯ № 1. Возникновение экономической мысли в древнем мире

# 1. Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония

# 2. Экономическая мысль в Древней Индии

# 3. Экономическая мысль в Древнем Китае

# 4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона

# 5. Учения Ксенофонта

# 6. Учения Платона

# 7. Учения Аристотеля

# ЛЕКЦИЯ № 2. Экономическая мысль в эпоху средневековья

# 1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»

# 2. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна

# 3. Учения Фомы Аквинского

# 4. Социальная утопия Томаса Мора

# 5. «Русская Правда»

# ЛЕКЦИЯ № 3. Меркантилизм

# 1. Меркантилизм. Экономические предпосылки меркантилизма. Особенности меркантилизма как экономической идеи

# 2. Французский и английский меркантилизм

# 3. Особенности русского меркантилизма

# 4. Поздний меркантилизм

# ЛЕКЦИЯ № 4. Физиократия

# 1. Общая характеристика физиократов

# 2. Учение Франсуа Кенэ

# 3. Деятельность Жака Тюрго

# ЛЕКЦИЯ № 5. Классическая школа политической экономии

# 1. Классическая школа

# 2. Экономические взгляды Уильяма Петти

# 3. Учение Адама Смита

# 4. Учение Давида Риккардо

# ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо

# 1. Учение Жана-Батиста Сэя

# 2. Экономические взгляды Джона Стюарта Милля

# 3. Экономические взгляды Пьера-Жозефа Прудона

# 4. Учение Томаса Мальтуса

# ЛЕКЦИЯ № 7. Историческая школа

# 1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории

# 2. Историческая школа Германии

# 3. Новая историческая школа Германии

# ЛЕКЦИЯ № 8. Социалисты-утописты

# 1. Западноевропейский утопический социализм

# 2. Экономические взгляды Симона де Сисмонди

# 3. Утопические мечты Роберта Оуэна

# ЛЕКЦИЯ № 9. Марксизм

# 1. Возникновение марксизма как экономического учения

# 2. «Капитал» Карла Маркса

# 3. Карл Маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции

# 4. Карл Маркс о постоянном и переменном капитале и прибавочной стоимости

# 5. Взгляды Карла Маркса на земельную ренту

# ЛЕКЦИЯ № 10. Австрийская школа

# 1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования

# 2. Экономические воззрения Ойгена Бем-Баверка

# 3. Учение Карла Менгера

# 4. Экономические воззрения Фридриха фон Визера

# ЛЕКЦИЯ № 11. Маржинализм

# 1. Теория маржинализма. Методологические принципы маржинализма

# 2. Маржиналистская теория ценности и ее преимущества

# 3. Маржиналистская революция. Причины и последствия маржиналистской революции

# 4. Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса

# 5. Теория обмена Уильяма Стенли Джевонса

# 6. Теория предложения труда Уильяма Стенли Джевонса

# 7. Теория обмена Френсиса Исидро Эджуорта

# ЛЕКЦИЯ № 12. Теория общего экономического равновесия

# 1. Модель общего равновесия, включающая производство; проблема существования решения и процесс «tatonnement»

# 2. Теория общего равновесия в XXв.: вклад А. Вальда, Дж. фон Неймана, Дж. Хикса, К. Эрроу и Ж. Дебре

# ЛЕКЦИЯ № 13. Альфред Маршалл

# 1. А. Маршалл – лидер кембриджской школы маржиналистов

# 2. Метод частичного равновесия Альфреда Маршалла

# 3. Анализ полезности и спроса Альфреда Маршалла

# 4. Анализ издержек и предложения Альфреда Маршалла

# 5. Равновесная цена и влияние фактора времени Альфреда Маршалла

# ЛЕКЦИЯ № 14. Начало экономического развития Руси

# 1. Восточные славяне в догосударственный период. Предпосылки образования древнерусского государства. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси. Особенности ранней феодализации

# 2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси

# 3. Внутреннее развитие Руси

# 4. Принятие христианства и крещение Руси

# 5. Деньги и их роль в Киевской Руси

# ЛЕКЦИЯ № 15. Экономическое развитие Руси в средние века

# 1. Причины и последствия феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения

# 2. Русь в условиях монголе-татарского владычества. Социально-экономические и политические последствия монголо-татарского ига

# 3. Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство

# 4. Экономическая политика России второй половины XV-XVII вв.

# 5. Образование всероссийского рынка

# 6. Социально-экономическое развитие России после Смуты

# ЛЕКЦИЯ № 16. Экономическое развитие при Петре I и Екатерине II

# 1. Сущность реформ Петра I. Итоги реформ Петра I

# 2. Крестьянский вопрос. Сельское хозяйство и землепользование при Екатерине II

# 3. Промышленность, торговля и финансы при Екатерине II

# 4. Социально-экономическая политика Екатерины П. Дворянство и система местного самоуправления во второй половине XVIII в.

# 5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

# ЛЕКЦИЯ № 17. Экономическое развитие России в XIX в.

# 1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в.

# 2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика

# 3. Буржуазные реформы Александра II и их последствия

# 4. Основные положения законодательства о крестьянах

# 5. Положение сельского хозяйства в 1860 – 1870-х гг.

# 6. Аграрная реформа П. А. Столыпина

# ЛЕКЦИЯ № 18. Экономическая мысль в России (вторая половина XIX – начало XX вв.)

# 1. Место Н. Г. Чернышевского в истории русской и мировой экономической мысли

# 2. Экономические взгляды В. И. Ленина

# 3. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917 – 1921)

# 4. Нарастание кризисных явлений в экономике и начало НЭПа

# 5. Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере

# ЛЕКЦИЯ № 19. Экономическое развитие СССР

# 1. Экономика СССР накануне Великой Отечественной войны

# 2. Советская экономика в годы войны

# 3. Послевоенное развитие народного хозяйства

# 4. Страна накануне реформ

# 5. Реформирование советской экономической системы

# 6. Преобразования в социальной сфере

# 7. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 – 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги

# ЛЕКЦИЯ № 20. Экономическое развитие России в период перестройки

# 1. Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения

# 2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.

# 3. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней»

# 4. Диалектика «нового мышления». Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы

# ЛЕКЦИЯ № 21. Экономическое развитие России с начала 1990-х гг.

# 1. Россия в первой половине 1990-х гг.

# 2. Продолжение курса реформ, шоковая терапия

# 3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция

# 4. Приватизация