logo search
Документ Microsoft Word (5)лек - и ист эк

2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика

Среди предпосылок отмены крепостного права важнейшей нужно считать гласность. Стали возникать различные печатные издания. Гласность обличала, но одновременно и несла заряд надежды. Раскрепощение духовных сил общества было не только важнейшей предпосылкой, но и непременным условием успеха реформ.

Решение об отмене крепостного права было принято царизмом с учетом комплекса и других обстоятельств. Среди них не последнее место занимали итоги Крымской войны. Из-за военного поражения возникло понимание сначала несостоятельности внешнеполитического курса империи, а затем и всей николаевской системы в целом. Показательно, что первая заявка правительства на реформы была изложена в Манифесте 19 марта 1856 г. о Парижском мире. Стремление поддержать пошатнувшийся статус великой державы, преодолеть послевоенную изоляцию на международной арене, вынудило либеральную бюрократию и самого Александра II искать новые пути и принимать нестандартные решения.

То, что вольный труд эффективнее принудительного, а крепостное право – институт, тормозящий развитие страны, анахронизм, с которым следует распрощаться, было ясно правительству и образованному дворянству еще в конце XVIII в. Варианты решения крестьянского вопроса прорабатывались в тиши многочисленных секретных комитетов и в правление Александра I, и в царствование Николая I. Вехи этого процесса: освобождение крестьян в Прибалтике в 1816 – 1819 гг., указы о вольных хлебопашцах (1803 г.) и об обязанных крестьянах (1842 г.) идр. Но проведение этих мер в жизнь зависело от воли дворянства.

Преобладающее большинство дворян в первой половине XIX в. было за сохранение крепостного права, ибо крепостническое хозяйство отнюдь не находилось в критическом состоянии. Оно приносило владельцу прибыль даже при самом низком уровне рыночных цен на продукцию и поэтому пережило аграрный кризис 1820-х гг., который оказался роковым для немногочисленных помещиков-новаторов, основавших хозяйство на принципах свободного предпринимательства.

Экономика страны накануне 1861 г. не разваливалась, но симптомы несостоятельности существующей системы хозяйствования проявились в чувствительной для правительства финансово-банковской сфере – рост бюджетного дефицита, инфляция, резкое сокращение наличности в банковских кассах. Это обстоятельство не просто стимулировало подготовку реформы, но и предопределило крайне тяжелые для крестьянства условия выкупа. Крестьянство напряженно, хотя внешне и относительно спокойно ожидало обещанного освобождения. Пик его выступлений пришелся только на первые месяцы после объявления воли. Однако крестьянское движение наложило свой отпечаток на подготовку реформы. Так, в 1858 г. длительные крестьянские волнения вспыхнули в Эстонии, где 40 лет тому назад крепостные были освобождены без земли. В правительственной программе реформы было предусмотрено наделение крестьян пахотной землей за выкуп. Таким образом, хотя непосредственной угрозы новой пугачевщины в этот момент не было, память о прежних крестьянских войнах, об участии крестьян в европейских революциях, заставляла либеральную бюрократию придавать особое значение гарантиям социально-экономической стабильности в реформируемой России.

Земская статистика уже в 1880-е гг. показывала значительное имущественное расслоение крестьян. Прежде всего складывался слой зажиточных крестьян, чьи хозяйства состояли из собственных наделов и наделов обедневших общинников. Из этого слоя выделялись кулаки, которые вели предпринимательское хозяйство, используя наемных батраков, отправляли большой объем продукции на рынок и тем самым повышали степень товарности своего производства. Но эта группа крестьян была все еще невелика.

Бедная часть крестьянства, имея свое хозяйство, зачастую соединяла земледелие с различными промыслами. Из этого слоя выделялась группа «раскрестьянившихся» дворов, которые постепенно теряли свою хозяйственную самостоятельность, уходя в город или нанимаясь в батраки. Кстати, именно эта группа создавала рынок труда как для кулаков, так и для промышленников. Вместе с тем эта часть крестьян, получая за свой труд оплату, стала также предъявлять определенный спрос на потребительские товары.

Формирование слоя зажиточных крестьян обусловило создание устойчивого спроса на сельскохозяйственные машины, удобрения, семена и породистый скот, что также влияло на рыночное хозяйство страны, поскольку увеличение спроса вело к развитию различных отраслей.

3. Буржуазные реформы Александра II и их последствия

Отмена крепостного права повлекла за собой и другие реформы. Буржуазные реформы 1860 – 70-х гг. – эпоха Великих реформ, когда стал складываться союз царя, дворян и буржуазии. Реформы должны были способствовать развитию капитализма, использовать буржуазию в своих интересах. С 1860-х гг. в России начался процесс индустриализации, поэтому была необходима новая государственная и общественная структура.

1. Земская реформа (1864) устанавливала в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и их исполнительные органы (управы). В них избирались дворяне, сельская интеллигенция, буржуазия, богатые крестьяне. Земства не имели политических прав, занимались решением местных вопросов (борьба с эпидемиями, открытие медпунктов, школ, дорог, землеустройство и т. д.).

2. Городская реформа (1870) создала городское самоуправление, городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы (борьба с пожарами, контроль за санитарией, дела школ, приютов, лечебниц и др.). В Думу избирались самые зажиточные горожане, во главе стоял городской голова.

3. Судебная реформа (1864) установила бессословный суд с присяжными заседателями, гласностью судопроизводства, состязательностью сторон (введена адвокатура), частичной независимостью суда от администрации. В России создан нотариат по ведению наследственных дел, удостоверению сделок, документов.

4. Военная реформа (1874) заменила рекрутский набор всеобщей воинской повинностью. Сроки службы ставились в зависимость от образования: от 6 месяцев до 6 – 7 лет; улучшилась подготовка офицеров, проведено перевооружение.

5. Реформы просвещения. В 1863 г. введен университетский устав, утвердивший определенную автономию и демократизм этих учебных заведений. Школьный устав 1864 г. давал формальное равенство в обучении, расширял сеть школ. С 1870 г. начали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы. Так, в Москве профессор Герье в 1872 г. открыл историко-филологические высшие женские курсы.

6. Финансовая реформа была осуществлена в 1862 – 1866 гг. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был организован Государственный банк, кредитовавший торгово-промышленные предприятия. Были упразднены винные откупа (1863 г.), вместо них вводились патентные сборы и особый акциз. На местах для их взимания созданы специальные акцизные управления. Главный итог преобразований финансовой системы – в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменениях в налоговой сфере.

Итоги реформ 1860 – 70-х гг.:

1) реформы, безусловно, отвечали главным направлениям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути модернизации. Но политическое устройство страны не было совершенно. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Общество не могло влиять на политику правительства;

2) реформы в большинстве своем носили характер компромисса. Были недовольны и радикалы, учинившие кровавый террор в обществе и устроившие настоящую охоту на царя-реформатора, и консерваторы, недовольные самим фактом каких-либо преобразований;

3) большинство историков полагает, что с середины 1860-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается практически исчерпанным. Более объективной представляется точка зрения, согласно которой политику Александра II не следует однозначно подразделять на реформаторский и консервативный периоды, так как механизм ее формирования был достаточно сложным. Характер тех или иных преобразований, конкретные решения зависели от множества объективных и субъективных факторов: мнения ближайшего окружения императора, соотношения сил в стане «реформаторов» и «консерваторов», позиции революционного лагеря.

4. Основные положения законодательства о крестьянах

Реформа об освобождении крестьянства была проведена 19 февраля 1861 г. – Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Высочайшее утверждение его императорским величеством положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Принятием Манифеста Александр II и его правительство остановили развитие революционной ситуации, назревшей в России, и Александру II удалось снизить волну массового недовольства.

Реформу об освобождении крепостных крестьян нельзя было назвать «дарованием свободы». Согласно положениям Манифеста крестьяне получали личную свободу, крепостных теперь не могли продавать, распоряжаться их временем, присваивать результаты труда. Бывшие крепостные крестьяне наделялись правами владения собственностью, могли получать образование и т. д. Подушная подать с крестьян не была снята, а рекрутская повинность по-прежнему распространялась на бывших крепостных.

Все земли помещиков оставались в собственности прежних хозяев, за исключением наделов (участков), которые помещики должны были выделить крестьянам после того, как бывшие крепостные заплатят соответствующий выкуп. Цены на землю при продаже ее крестьянам завышались, а бывшие крепостные не имели средств на выкуп земли даже по реальным ценам, дворяне или чиновники были мировыми посредниками, решавшими спорные вопросы, возникающие между крестьянами и их бывшими хозяевами.

Поскольку крестьяне были не в состоянии выкупить предоставленные им наделы, государство предоставило крестьянам ссуды, оплачивающие помещикам 80% стоимости земли, 20% стоимости должен был оплатить сам крестьянин. Условия предоставления ссуд были тяжелыми, так как деньги крестьянам государство давало под достаточно высокие проценты. Временнообязанные крестьяне – это крестьяне, не имевшие денег для выкупа надела. Они должны были работать на помещика до тех пор, пока не будут в состоянии выкупить надел. Это положение просуществовало до 1881 г., после чего понятие «временнообязанные крестьяне» было отменено.

Реформа по освобождению крестьян была воспринята как большой прогресс в развитии России. Массовые выступления крестьянства закончились, необразованность большинства крепостных не позволяла им полностью воспользоваться всеми правами, предоставленными им государством, в результате чего еще много лет в России господствовал помещичий произвол. Но падение крепостного права было прогрессивным шагом в развитии России, так как появление вольнонаемной силы дало возможность развиваться капиталистическому производству в стране. Полученной по реформе земли крестьянам явно не хватало и они вынуждены были арендовать часть помещичьих земель, платя за это деньгами или своим трудом, т. е. сохранялась поземельная зависимость крестьян от помещиков, что вело к сохранению прежних феодальных форм эксплуатации крестьян.

Таким образом, положение российского крестьянина, который должен был работать и на себя, и на помещика, выплачивать долги и налоги государству, по-прежнему оставалось крайне тяжелым и тормозило развитие сельского хозяйства. Другим тормозом аграрного производства было сохранение еще одного феодального пережитка – крестьянской общины, которая являлась собственником крестьянской земли и сохраняла уравнительные отношения, что существенно сковывало хозяйственную инициативу наиболее трудолюбивых крестьян.

Александр II провел целый ряд реформ, которые улучшили положение России и предотвратили назревавший социальный взрыв. Реформы немного запоздали, так как многие области государственной жизни находились в критическом состоянии, но принятие целого комплекса реформ после освобождения крепостных крестьян сделало политику Александра II популярной, обеспечив дальнейшее прогрессивное развитие России по пути капитализма.