8.6.Мировой экономический порядок
Понятие международного порядка. Мировой порядок (режим) представляет собой достаточно четко выраженные условия, которые приняты на многосторонней основе и базируются на взаимоприемлемых нормах, определяющих государственные и негосударственные рамки поведения в какой-либо сфере международной деятельности. Мировой экономический порядок включает в себя международно-регулирующие структуры:
• международную валютную систему;
• общемировую торговую систему;
• международные принципы налогообложения.
Создание международных порядков накладывает определенные обязательства и приводит к издержкам для его участников. Оптимальный порядок обеспечивает выгоды для всей системы. В другом случае развиваются процессы в соответствии с концепцией несовершенной конкуренции.
На состояние мирового экономического порядка значительное, если не определяющее, влияние оказывает иерархичность мирового хозяйства, когда одни страны обладают большей мощью и, следовательно, влиянием, чем другие. Даже среди ведущих западных стран отсутствует «совершенная симметрия», так как на долю США приходится 45% ВВП «семерки», и средние показатели, которые принимаются во внимание при принятии совместных решений, в значительной степени определяются уровнем и масштабом развития американской экономики. Таким образом, при существующем способе координации показатели и достижения США служат «точкой равновесия», вокруг которой регулируется политика других стран как в целом, так и в международных организациях.
Изменения мировых порядков. В истекшем столетии в мире произошли значительные изменения. В его начале мировой экономический порядок олицетворяли шесть-семь метрополий с их колониальными империями.
Сложившийся после Второй мировой войны порядок держался на превосходстве США при сохранении отношений метрополия — колония. Первые послевоенные годы были вершиной положения США в мировой экономике. За 30—40-е годы американская доля в мировом доходе увеличилась с 29 до 33%, а доля второй по экономической мощи страны на Западе — Британии — сократилась примерно с 9 до 6%. В промышленном производстве на долю США приходилось свыше 37% мирового объема продукции, в официальных мировых резервах монетарного золота — свыше 70%. Пользуясь резким ослаблением сил других западных стран, США в послевоенные годы обеспечили себе такое положение, которым не обладала даже Британия в период своего наивысшего расцвета.
США целенаправленно использовала свое экономическое превосходство первых послевоенных лет для утверждения своего влияния в мире. Так, политика формирования послевоенной системы международных союзов включала в себя в качестве экономического компонента «план Маршалла» для Западной Европы, расширение капиталовложений в Латинской Америке, создание системы влиятельных международных экономических организаций — МВФ, ГАТТ, МБРР, где США заняли ведущее положение.
Другая характерная черта послевоенного мирового экономического порядка заключалось в том, что он состоял из обособленных экономических режимов, существовавших в рамках экономических взаимоотношений внутри колониальных империй, а также обособленной системы экономических отношений, сложившейся в Восточной Европе, где в 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Восстановление хозяйств участвовавших во Второй мировой войне стран и неравномерность экономического развития привели к изменению положения в рамках сложившегося мирового экономического режима. Усилились позиции стран Западной Европы и Японии, которые стали противостоять США по многим мировым экономическим вопросам. Образование ЕС привело к созданию отдельного экономического порядка в рамках Общего рынка, что не могло не отразиться на мировом экономическом порядке. За годы своего существования ЕС переросло в мощный блок, бросивший вызов многосторонней системе торговли под эгидой ГАТТ. Дело в том, что таможенный союз, даже если он и не повышает средний уровень торговых барьеров, неизбежно стимулирует дискриминацию в отношении третьих стран.
С распадом колониальных империй развивающиеся страны пытались кардинально изменить существовавшую международную экономическую систему. Они провели через Генеральную Ассамблею ООН в мае 1974 г. резолюцию о Новом международном экономическом порядке (НМЭП) и в сентябре этого года — резолюцию, которая одобрила Хартию экономических прав и обязанностей государств.
В основу НМЭП были положены принципы суверенного равенства государств в международных, политических и экономических отношениях, суверенитета и эффективного контроля государств над своими хозяйственными ресурсами. Одно из главных мест в концепции НМЭП занимали требования справедливого соотношения цен на сырьевые и промышленные товары и смягчения резких колебаний спроса на сырье. В качестве одного из путей изменения механизма ценообразования предлагалась система индексации — увязки цен на важнейшие виды сырья с ценами на готовую и обрабатывающую продукцию, предоставления преференций для экспорта этой продукции. В число требований вошли предложения о ежегодной передаче по каналам помощи средств в размере 1% ВВП промышленно развитых стран без условий.
Выдвигались требования о создании системы передачи развивающимся странам новых технологий, предоставлении им суверенного права контролировать всю экономическую деятельность на своей территории, включая право на национализацию иностранных компаний.
НМЭП признавал, что в мировое хозяйство и международные экономические отношения, в частности, не могут далее складываться стихийно под влиянием международной конкуренции, что предоставленные самим себе тенденции развития не могут обеспечить рациональное размещение производственных средств в планетарном масштабе, что мирохозяйственные связи нуждаются в определенном межгосударственном регулировании. При этом должны учитываться интересы стран, которых лишают выгод стихийные силы мирового рынка.
Требования развивающихся стран о получении дополнительных средств могли содействовать перераспределению мирового дохода в пользу развивающихся стран, но ведущие западные страны в значительной мере блокировали их, переводя решение выдвинутых требований на двусторонний и многосторонний уровни. Это привело к тому, что значительная часть развивающихся стран вступила в определенные координационные отношения с Западом через систему общих преференций, дававшую им некоторые дополнительные возможности на западных рынках.
Новый мировой порядок. В 80-е годы США сместили подходы к сложившемуся к тому времени мировому экономическому порядку, учитывающему социально-экономические изменения и сдвиги в соотношении сил в мире. Американские правящие круги полагали, что деление на две социальные системы придало глобальным проблемам неоправданную остроту и сделало международные договоренности недостаточно надежными. Ставка была сделана на возрождение доминирующей роли США в мировой экономике. В начале 1991 г. во время военных операций ведущих западных стран против Ирака президент США выдвинул положение о «новом мировом порядке», не раскрыв его содержания.
Концепция нового мирового порядка (НМП) имеет различные толкования. Согласно одному из них она подразумевает многостороннюю коллективную безопасность, включающую действительное объединение государств по поддержанию порядка во всех подсистемах при направляющей роли США. Этот подход в той или иной мере находит понимание в большинстве стран Запада, буржуазно-либеральный гуманизм которых имеет узкие рамки и зачастую используется как средство в борьбе за сохранение привилегированного положения в мировом хозяйстве наиболее развитой и сильной группы стран. На Западе опасаются, что возвышение новых индустриальных стран, обострение конкуренции подорвут процветание промышленно развитых стран.
Другое толкование связывается с поддержанием главенствующего положения единственной сверхдержавы — США и утверждением американской исключительности. Оно учитывает приверженность США опоре на силу. После развала социалистического содружества и Советского Союза США остались единственной сверхдержавой в мире. Данное толкование подтверждается высадкой американских войск в Сомали и на Гаити в 1993 г., на территории бывшей Югославии в 1996 г. под флагом ООН, военной агрессией ведущих стран НАТО против Югославии весной 1999 г. и фактической оккупацией части ее территории.
Новый мировой порядок представляет собой концепцию, рассчитанную на длительный период времени, по созданию инфраструктуры для осуществления США своего влияния в мире. Она опирается на положение о том, что стабильность экономического режима можно поддержать только в специальной мирохозяйственной структуре, где доминирует ярко выраженный лидер. Эта концепция соответствует положению, выдвинутому еще в 70-е годы, о происходящей замене демократии господством элит в обществе.
Альтернативой подобным устремлениям может быть справедливый демократический порядок, который сможет гарантировать мировому сообществу достижение разумных договоренностей по глобальным проблемам и добросовестное сотрудничество всех государств в ходе их решения, социальную и геополитическую справедливость.
Вопросы для контроля:
Каковы основные теории демократии?
Какие ценности, институты и процедуры определяют сущность демократии?
Назовите принципы, которые обеспечивают функционирование демократической системы?
Что такое экономическая свобода?
Назовите 11 элементов полного пучка прав собственности.
Каковы формы экономической свободы?
Что собой представляет мировой экономический порядок?
Литература:[1, 5, 8, 9, 10].
- Керченский государственный морской технологический университет
- Национальная экономика
- 6.030504 «Экономика предприятия», 6.030509 «Учет и аудит»
- Содержание:
- Введение
- Тема 1. Национальная экономика: общее и индивидуальное
- 1.2. Национальная экономика в контексте общественных и природных процессов
- 1.3.Признаки и модели национальной экономики
- 1.4. Основы саморазвития национальной экономики
- Тема 2. Экономическая теория и основы института национальной экономики
- 2.1. Сущность и структура производительных сил и производственных отношений
- 2.2. Экономические законы и категории, их классификация
- Закон стоимости
- Закон спроса
- Закон денежного обращения
- Собственность как экономическая категория
- Государственный кредит как экономическая категория
- 2.3.Метод экономической теории и его структурные характеристики
- Тема 3. Теориясоциального благосостояния и социально-рыночной экономики
- 3.1.Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
- 3.2. Слагаемые доходов населения
- 3.3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
- 3.4. Экономический рост и экономически отсталые страны
- Тема 4. Характеристика экономического потенциала
- 4.1.Общие характеристики экономического потенциала и его структуры
- 4.2.Производственно-технологический потенциал нэ
- 4.3.Природно-ресурсный потенциал
- 4.4.Трудовой потенциал национальной экономики Украины
- Тема 5. Институциональные факторы развития национальной экономики
- 5.1. Национальное воссоздание и макроэкономическое равновесие: содержание, тенденции, факторы
- 5.2. Критерии и приоритеты экономического роста. Основные составные стратегии развития
- Тема 6. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 6.1. Рыночная инфраструктура: общая характеристика
- 6.2. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие рыночной инфраструктуры
- 6.3. Функционирование рыночной инфраструктуры Украины
- Тема 7. Государственность и государственное управление экономикой
- 7.1.Теоретические аспекты регуляции национальных экономических систем
- 7.2. Факторы оптимизации экономического регулирования
- 7.3. Системные функции государства и особенности экономического регулирования в Украине
- 7.4. Политико-правовые аспекты регулирования национальной экономики
- Тема 8. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 8.1.Основные теории демократии
- 8.2.Особенности демократического политического режима
- 8.3.Принципы, обеспечивающие функционирование демократической системы
- 8.4.Сущность категории экономической свободы
- 8.5.Формы экономической свободы
- 8.6.Мировой экономический порядок
- Тема 9. Структурнаяперестройка национальной экономики
- 9.2. Инвестиционная политика: содержание, инструменты и особенности реализации в национальной экономике
- 9.3. Национальная инновационная система как стратегический институт развития
- Тема 10. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 10.1.Суть государственного программирования и виды программ
- 10.2.Сущность и главные принципы экономического и социального прогнозирования
- 10.3.Система прогнозов экономического и социального развития
- 10.4. Методы и модели прогнозирования
- Тема 11. Политика экономического роста в национальной экономики
- 11.1.Экономический рост и его движущие силы
- 11.2. Современный тип экономического роста и его особенности
- 11.3.Эффективность производства
- 11.4. Теория экономического равновесия и эффективности роста
- Тема 12. Институциональные формы интеграции в мировое хозяйство
- 12.1. Состояние и перспективы развития открытой национальной экономики
- 12.2. Основные тенденции интернационализации национальных производительных сил
- 12.3. Институционные формы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство
- 12.4. Основы безопасности национальной экономики
- 12.5. Цели и направления внешнеэкономической политики государства
- Список рекомендованной литературы:
- 6.030504 «Экономика предприятия»
- 98309 Г. Керчь, Орджоникидзе, 82