logo
конспект НЭ по ОПП 2010

7.3. Системные функции государства и особенности экономического регулирования в Украине

Государство как особенная подсистема общества для поддержания его цельности должна отображать интересы всех слоев общества с целью недопущения нарушения равновесия, на микро- и макроуровнях экономики, которые, разрастаясь, могли бы привести к разрушению системы в целом. С другой стороны, как самостоятельная подсистема, государство само является определенной цельностью, которая может развиваться независимо от общества. На основе этих особенностей рассмотрим функции государства по отношению к экономике.

В качестве представителя всех граждан страны государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает интересы всех членов общества и социальных групп. Это проявляется в поддержании правопорядка и регламентации взаимоотношений с другими государствами от имени и в интересах самих граждан, то есть в реализации общенациональных интересов. Государство формирует правовые границы функционирования экономики и гарантирует их выполнение.

Вместе с тем, государство поддерживает существующие экономические отношения и рынок как основную форму связи между хозяйствующими субъектами, а также главное условие существования рынка — конкуренцию.

Поддерживая рыночную форму связи, государство должно учитывать и компенсировать внешние эффекты рынка (экстерналии). Последние – связаны с экономическими трансакциями расходы (выгоды), которые несут (получают) не продавцы или потребители, а лица, которые непосредственно не принимают участие в заключенных соглашениях. Примером таких внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды, которое сопровождает процессы производства и потребления продукции. Поэтому важной функцией государства является управление такими потерями или выгодами с целью как поддержания рыночных стимулов у экономических агентов, так и обеспечения национальных интересов.

Аргументы в интересах усиления регулирующих функций государства в украинском обществе находятся в плоскости исторических и национальных особенностей страны, для которой были присущие традиции сильной государственности, этому способствовали:

  1. Исторически длительное время существование коллективистских образований.

  2. Христианская религия и в дальнейшем, как не парадоксально, коммунистическая идеология.

3. Инертность экономического мышления. Плановая система командной экономики и долговременное ограничение возможностей использования права экономического выбора сформировали особенный тип общественного сознания, для которого характерны пассивность, несостоятельность к осуществлению самостоятельной деятельности, надежды на всемогущество государственной власти.

Следует также признать, что современное переходное общество в нашей стране является неоднородным по своей социальной структурой. К власти приходят представители разных социальных слоев и выражают в первую очередь собственные интересы. Они не всегда совпадают с общественными. Изучая основные черты украинского общества, исследователи отмечают неразвитость в нем институтов гражданского общества и его построение на принципах олигархической клановости. Частные, корыстные группы олигархов всяческими способами деформируют государственную политику в интересах собственного обогащения.

При таких условиях необходимо с помощью общественных механизмов противодействовать угрозам бюрократизации государственного аппарата, заострению политических противоречий, которые возникают между интересами, программами и действиями разных партий и социальных групп. Поэтому принципиально важным для переходного периода является сочетание реформ в экономической и политической сферах. В конце концов только демократия позволит создать эффективную модель социально-экономического развития.