3.3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия: в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации; в размерах и составе семей; в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения.
Действие названных факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном уровне отдельных групп населения. В 80-х годах соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в СССР было 10:1 (700 и 70 рублей). Кто-то мог получать больше, кому-то удавалось более «активно» участвовать в распределении ФОП. Но это не приводило к делению общества на очень богатых и очень бедных, хотя были и те и другие. От самых низовых производственных ячеек и организаций до высших центральных структур существовало множество лиц, которые при сравнительно невысокой зарплате фактически многократно увеличивали свое благосостояние. Общественное сознание признавало более высокую ценность труда отдельных категорий людей. Лица, получающие доходы от «теневой» экономики, вынуждены были скрывать источники своих доходов и проявляли «осторожность» в расходовании средств.
В последнее время в нашей экономической и публицистической литературе часто поднимаются вопросы, связанные с наличием «теневой» экономики в системе общественного производства и распределения. Функционирование «теневой» экономики и определенного круга лиц, извлекающих нетрудовые доходы, вызывают резкое неприятие в обществе. В массовом общественном сознании любые высокие сверхдоходы воспринимаются как нетрудовые. Они нередко связываются с развитием индивидуальной трудовой деятельности, кооперативным движением, созданием малых и совместных с иностранными фирмами предприятий.
При рассмотрении этой проблемы необходимо провести четкое деление нетрудовых доходов на законные и незаконные. Их классификация и оценка скорее является предметом исследования юридической, а не экономической науки. Если исходить из оценки нетрудовых доходов, полученных на законном основании как доходов на собственность и на прошлый труд, то их можно исключить из нашего исследования. В перспективе удельный вес таких доходов может возрастать и оказывать более весомое влияние на деление населения на богатых и бедных.
Рыночная система - это бесстрастный механизм. Она не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам. Индивидуалистический характер рыночной экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Одним очень повезло и они унаследовали исключительные способности, другие обречены на подсобные низкооплачиваемые виды деятельности. Кто-то по своим физическим данным становится высокооплачиваемым спортсменом-профессионалом. Немногие становятся великими художниками и музыкантами. Люди существенно отличаются по уровню полученного образования их профессиональной подготовки.
На величину доходов оказывают влияние удача, связи, несчастья, дискриминация, владение собственностью, профессиональные вкусы и риск. Средний доход в США один из самых высоких в мире. В 1986 г. он составлял 34924 дол. в расчете на семью. На нижней границе шкалы доходов находились 12% всех семей, на долю которых приходилось около 2% совокупного личного дохода, 22% семей получали менее 15 тыс. дол. в год. На вершине пирамиды доходов находились 7% семей с годовым доходом 75 тыс. дол. и более. Их доля в совокупном личном доходе составляла 21%. По тем же данным уровень бедности в стране снизился с 22% в 1960 г. до 13,5% в 1987 г. При этом под бедностью понимается, когда основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.
Нас сегодня больше волнуют нетрудовые доходя, получаемые незаконным путем. Идет интенсивный процесс разграбления государственной собственности на всех уровнях; в широких масштабах используется служебное положение; коррупция, взяточничество, вымогательство, поборы. У значительной части населения доходы формируются за счет различного рода незаконных операций с дефицитными товарами и услугами, незаконного изъятия у государства его ресурсов (хищений собственности, расхождением между реальным движением стоимостей и фиксируемым в отчетности, укрытого от учета и контроля производства). Борьба с незаконными доходами предстоит упорная и потребует длительного времени. Ее успехи во многом будут определяться укреплением и оздоровлением всех трех форм власти.
Основная функция государства по перераспределению национального дохода состоит в том, чтобы уменьшить различия в доходах населения и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. В то же время чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности. Расширенные специальные программы могут способствовать росту слоя социальных иждивенцев.
Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено, наряду с природным фактором, объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Разрешение проблемы бедности связано с поддержанием на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не в состоянии обеспечить себе лучшую жизнь. Такая поддержка реализуется по двум основным направлениям. Часть средств образуется за счет прибыли на предприятиях и расходуется на социально-культурные нужды. Второе направление связано с формированием государственного бюджета.
Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании и образовании подрастающего поколения, содержании престарелых и нетрудоспособных, охраны здоровья населения. Степень удовлетворения этих потребностей зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок сложившихся в обществе.
Финансы представляют собой сосудистую систему общества через которую движутся денежные средства и тем самым обеспечивается жизнедеятельность всего общественного организма и каждой его хозяйственной клеточки. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимые для выполнения его многочисленных функций в экономической, политической и социальной сфере.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет.
- Керченский государственный морской технологический университет
- Национальная экономика
- 6.030504 «Экономика предприятия», 6.030509 «Учет и аудит»
- Содержание:
- Введение
- Тема 1. Национальная экономика: общее и индивидуальное
- 1.2. Национальная экономика в контексте общественных и природных процессов
- 1.3.Признаки и модели национальной экономики
- 1.4. Основы саморазвития национальной экономики
- Тема 2. Экономическая теория и основы института национальной экономики
- 2.1. Сущность и структура производительных сил и производственных отношений
- 2.2. Экономические законы и категории, их классификация
- Закон стоимости
- Закон спроса
- Закон денежного обращения
- Собственность как экономическая категория
- Государственный кредит как экономическая категория
- 2.3.Метод экономической теории и его структурные характеристики
- Тема 3. Теориясоциального благосостояния и социально-рыночной экономики
- 3.1.Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
- 3.2. Слагаемые доходов населения
- 3.3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
- 3.4. Экономический рост и экономически отсталые страны
- Тема 4. Характеристика экономического потенциала
- 4.1.Общие характеристики экономического потенциала и его структуры
- 4.2.Производственно-технологический потенциал нэ
- 4.3.Природно-ресурсный потенциал
- 4.4.Трудовой потенциал национальной экономики Украины
- Тема 5. Институциональные факторы развития национальной экономики
- 5.1. Национальное воссоздание и макроэкономическое равновесие: содержание, тенденции, факторы
- 5.2. Критерии и приоритеты экономического роста. Основные составные стратегии развития
- Тема 6. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 6.1. Рыночная инфраструктура: общая характеристика
- 6.2. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие рыночной инфраструктуры
- 6.3. Функционирование рыночной инфраструктуры Украины
- Тема 7. Государственность и государственное управление экономикой
- 7.1.Теоретические аспекты регуляции национальных экономических систем
- 7.2. Факторы оптимизации экономического регулирования
- 7.3. Системные функции государства и особенности экономического регулирования в Украине
- 7.4. Политико-правовые аспекты регулирования национальной экономики
- Тема 8. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 8.1.Основные теории демократии
- 8.2.Особенности демократического политического режима
- 8.3.Принципы, обеспечивающие функционирование демократической системы
- 8.4.Сущность категории экономической свободы
- 8.5.Формы экономической свободы
- 8.6.Мировой экономический порядок
- Тема 9. Структурнаяперестройка национальной экономики
- 9.2. Инвестиционная политика: содержание, инструменты и особенности реализации в национальной экономике
- 9.3. Национальная инновационная система как стратегический институт развития
- Тема 10. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 10.1.Суть государственного программирования и виды программ
- 10.2.Сущность и главные принципы экономического и социального прогнозирования
- 10.3.Система прогнозов экономического и социального развития
- 10.4. Методы и модели прогнозирования
- Тема 11. Политика экономического роста в национальной экономики
- 11.1.Экономический рост и его движущие силы
- 11.2. Современный тип экономического роста и его особенности
- 11.3.Эффективность производства
- 11.4. Теория экономического равновесия и эффективности роста
- Тема 12. Институциональные формы интеграции в мировое хозяйство
- 12.1. Состояние и перспективы развития открытой национальной экономики
- 12.2. Основные тенденции интернационализации национальных производительных сил
- 12.3. Институционные формы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство
- 12.4. Основы безопасности национальной экономики
- 12.5. Цели и направления внешнеэкономической политики государства
- Список рекомендованной литературы:
- 6.030504 «Экономика предприятия»
- 98309 Г. Керчь, Орджоникидзе, 82