logo
конспект НЭ по ОПП 2010

7.2. Факторы оптимизации экономического регулирования

Теория и практика свидетельствуют, что не может существовать эффективной, основанной на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Однако масштабы государственной регулирования, его конкретные формы и методы существенно отличаются в разных странах.

Поскольку в основе механизма рыночного саморегулирования находятся действия рациональных индивидов, направленные на максимизацию полезности или прибыли, то данный механизм срабатывает в направлении реализации только выгодных «проектов». Невыгодные в плане доходности сферы деятельности остаются вне действия рынка. И если они порождают социально-экономические проблемы для общества, то возникает потребность в их сознательной коррекции. Следовательно, в меру выявления проблем, с которыми не справляется рынок, расширяются и функции государства.

Такой подход к определению функций государства в экономике не может считаться конструктивным. Прежде всего, следует отметить, что «невидимая рука рынка» и «регулирующая рука государства» в действительности не является антиподами. Современное общество является сложной системой, в которой отдельные элементы формируются и функционируют как за счет самоорганизации, так и сознательной организации.

Следовательно, регулирование и саморегулирование в любом случае не можно противопоставлять, поскольку в современных условиях развития экономики они не исключают, а дополняют друг друга. Система государственной регулирования экономики не вытесняет рынок, а развивается вместе с ним, присоединяется к нему, видоизменяя тем самым механизм общественной координации экономических интересов.

Одним из определяющих факторов, которые влияют на установление того или иного сочетания механизмов саморегулирования, государственного и гражданского регулирования в каждой конкретной экономике, являются экономические условия развития страны в определенный исторический период (уровень производительных сил, структура экономики, степень развитости рыночных отношений).

Экономические факторы определяют и приоритетное использование тех или других форм экономической политики. Так, акцент на подавляющее применение бюджетных рычагов влияния на экономику в кейнсианской модели обусловили два обстоятельства. Во-первых, резкое увеличение со времени «Большой депрессии» федерального бюджета США абсолютно и относительно ВВП страны. Во-вторых, крах исключительно денежной регулирования конъюнктуры в данный период. Отказ от бюджетных рычагов в консервативной модели, напротив, был вызван их неэффективностью в условиях усиления инфляции и стремительного роста бюджетных дефицитов, которые сохранялись даже в период перехода экономики в фазу подъема.

Экономические факторы, которые вызывают наличие тех или других форм влияния на экономику, в реальной действительности совмещаются с действием социальных факторов.

Кроме рассмотренных социально-экономических факторов, которые определяют модель регулирования национальной экономики, значительную роль в ее формировании играют и такие выработаны в течение многих поколений элементы, как состояние общественного сознания, культура, религия, господствующие морально-этические нормы и ценности, и тому подобное. Они осуществляют значительное влияние на характер экономического развития и, в итоге, определяют национальную специфику модели рыночной экономики.

Так, успешное функционирование японской модели, которая допускает всеобъемлющее вмешательство государства почти во все стороны общественной жизни, стало возможным только благодаря особенным национальным чертам японцев, таким как склонность к согласованным действиям на всех уровнях — от индивидуального к общественному, присущий нации коллективизм.

С другой стороны, в модели экономики США, психология свободного предпринимательства и индивидуализма является определяющим фактором сведения к минимуму государственного вмешательства в экономику. Достаточно развитая демократия, которая гарантирует волю каждому в плане защиты его интересов с помощью законов, является надежным гарантом против возможного государственного подавления частных интересов.

При конкретном соединении факторов формирования той или другой модели регулирования, доля государства и рынка в этих моделях никогда не была четко определенной. Даже в достаточно либеральных национальных моделях, где регулирующее влияние государства было возведено к необходимому минимуму, имели место периоды усиления роли государства. И, напротив, жестко централизованные экономические системы «допускали» в свой механизм регулирования рыночную стихию. И в первом, и во втором случаях экономическая система только выигрывала.