logo
конспект НЭ по ОПП 2010

Тема 9. Структурнаяперестройка национальной экономики

9.1.Структурная политика: цели, приоритеты, механизмы.

9.2.Инвестиционная политика: содержание, инструменты и особенности реализации, в национальной экономике.

9.3.Национальная инновационная система как стратегический институт развития.

    1. Структурная политика: цели, приоритеты, механизмы

В зависимости от направления и плоскости анализа структуры экономики различают воспроизводственный, территориально-региональный, социально-экономический, технологический, внешнеэкономический, отраслевой и другие ее макроструктурные типы.

От того, на каких видах экономической деятельности и отраслях экономики (традиционных или постиндустриальных) происходит текущая концентрация ресурсов, зависят:

Интегральным показателем качества имеющейся структуры экономики является созданный на ее основе ВВП, который в своем натурально вещественном и стоимостном измерениях формирует ресурсное обеспечение нового воспроизводственного цикла и определяет расширенный, простой или суженный характер общественного воспроизводства.

Структурные сдвиги — совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в мезо- и макропропорциях экономической системы, и обусловливают ее переход в другое качественное состояние.

Среди доминирующих сдвигов структуры глобальной экономики основными являются:

Структурные сдвиги отображают становление принципиально нового технологического способа производства, основной производительной силой которого являются знания людей, воплощенные в информационно интеллектуальных, коммуникационно компьютерных и автоматизированных технологиях, принципами — инновационность, экономия ресурсов, экологичность, интенсификация, интеллектуализация, гуманизация, а фактическим катализатором изменений — разнообразные инновации.

Другой важной закономерностью трансформации отраслевой структуры является то, что экономическая целесообразность создания в отдельных странах многоотраслевой экономики, включая предприятия с полным технологическим циклом, постепенно отпадает, потому что стремление каждой страны к самообеспечению всеми товарами требует больших расходов. Значительно более перспективным путем является развитие международной специализации и активное участие в ней все большего количества стран, которые имеют четкий профиль в международном экономическом сотрудничестве и обмене.

Данные тенденции и закономерности должны быть учтены Украиной, которая в настоящий момент решает задачу самоидентификации в системе мирохозяйственных связей.

Следует отметить, что в первое десятилетие независимости динамика и направления структурных сдвигов испытали противоречивое влияние как позитивных (расширение сферы действия рыночных отношений, становления конкурентной среды и уменьшения уровня монополизации экономики, укрепление негосударственного сектора), так и негативных факторов (катастрофическое сокращение инвестиций в экономику, избыточная открытость экономики и наличие внешнего долга, сравнительно низкий уровень жизни населения и др.). Углубились технологическая бездна между Украиной и развитыми странами и диспропорции в структуре общественного производства и технологической примитивизации его материально технологической базы. Стратегический ресурс развития — инновации — так и не был задействован.

Решение этих проблем невозможно без активной государственной структурной политики, поскольку вновь созданные рыночные формы в условиях НТП самостоятельно не в состоянии адекватно реагировать на стратегические общественные потребности и обеспечивать быстрые сдвиги в экономической структуре.

Структурная политика — это совокупность государственных мероприятий, ориентированных на управление движением экономических ресурсов и установления структурных параметров национальной экономики, необходимых для поддержания динамического макроэкономического равновесия и постоянного экономического роста.

В конкретных исторических условиях Украины ее основными задачами является:

Существующие в экономической системе любого уровня (микро-, мезо-, макро-, мега-) противоречия между неограниченными растущими потребностями и ограниченными ресурсами порождает необходимость концентрации последних на приоритетных направлениях социально-экономического развития и определяет стержень структурной политики — селективный подход (таргетирование).

Таргетирование — концентрация материальных, трудовых, финансово-кредитных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития и на объектах (отраслях, предприятиях), повышение эффективности функционирования которых способствует повышению эффективности и конкурентоспособности национальной экономики в целом.

Основными факторами отбора отраслей — национальных приоритетов служат: место страны в международном разделении труда, ее конкурентные преимущества; экспортный потенциал отрасли; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке; уровень зависимости отрасли от импорта сырья и оборудования; экологичность; стадия жизненного цикла отрасли; наличие позитивных внешних эффектов, как: эффекта привлечения — инициирующего роста деловой активности в технологически связанных производствах; редукционного эффекта — снижения себестоимости продукции собственного производства; эффекта инноваций – распространения по смежным отраслям новейших технологий.

В Украине такими национальными приоритетами является: АПК; пищевая промышленность; тяжелое и высокотехнологичное машиностроение (комплектное энергетическое оборудование, станкостроение, оборудование для металлургических заводов); аэрокосмическая отрасль; военная промышленность; судостроение; отдельные наукоемкие высокотехнологичные производства (производство сварочной аппаратуры, порошковая металлургия, производство новейших материалов, со специфическими свойствами, биотехнологии); сфера услуг (транспортных, оздоровительного туризма, инжиниринговых, образовательных, финансовых).

Варианты решения основных задач структурной политики приведены в табл. 9.1.

Ведущим элементом структурной политики справедливо считается инвестиционно-инновационная политика. Отраслевые пропорции не устанавливаются сами по себе. Они зависят от объемов средств, направленных в те или другие отрасли. Поэтому правомерно утверждать, что прогрессивное изменение отраслевых пропорций национальной экономики невозможно без усовершенствования структуры инвестиций. А инновации, в свою очередь, являются своеобразной точкой структурной реорганизации социально-экономической системы.

Таблица 9.1

Варианты решения основных задач структурной политики

Основные направления структурных сдвигов

Средства влияния

Увеличение удельного веса ресурсосберегающих производств

Дифференциация законодательно установленных платежей в бюджет в зависимости от относительной энергоемкости производства. Цены на энергоресурсы.

Уменьшение доли экологически грязных производств

Природоохранное законодательство, дифференциация пла­тежей в бюджет, штрафы за загрязнение.

Развитие потребительского сектора экономики

Бюджетные кредиты, налоговые льготы, государственные заказы, банковский процент, государственные гарантии под кредиты банков, потребительский кредит.

Рост доли высокотехнологичных отраслей

Госзаказ, налоговые льготы, ускоренная амор­тизация, бюджетные кредиты, субсидии и субвенции, направленные в инновации.

Увеличение удельного веса экспортоориентированных

отраслей

Таможенные тарифы и акцизы, лицензирование, сертификация продукции, банковский процент, налоговые льготы, госкредиты на конкурсных принципах, ценообразование.