8.2.Особенности демократического политического режима
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа» (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).
Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как «правление всех». Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия «все» и «народ» не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была «первобытная демократия», где решения принимали все взрослые члены рода или племени.
В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании «большинства». Так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: «Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших». Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан-народа в средневековых муниципальных демократиях - в феодальных городах-республиках.
Крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.
Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин «демократическая». Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия «демократия» и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это «понятие, решительно не поддающееся определению»1. Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.
Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.
Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.
1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.
2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа «один гражданин - один голос» раскрывает смысл политического равенства.
4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.
5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.
7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.
Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии.
Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.
Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.
Конституция - документ, закрепляющий права и свободы граждан, обязательства государства по защите этих прав и предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.
Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).
Политический плюрализм (рис.). Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.
Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др.
Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при одновременном признании права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.
Разрешение конфликтов мирным путем.
- Керченский государственный морской технологический университет
- Национальная экономика
- 6.030504 «Экономика предприятия», 6.030509 «Учет и аудит»
- Содержание:
- Введение
- Тема 1. Национальная экономика: общее и индивидуальное
- 1.2. Национальная экономика в контексте общественных и природных процессов
- 1.3.Признаки и модели национальной экономики
- 1.4. Основы саморазвития национальной экономики
- Тема 2. Экономическая теория и основы института национальной экономики
- 2.1. Сущность и структура производительных сил и производственных отношений
- 2.2. Экономические законы и категории, их классификация
- Закон стоимости
- Закон спроса
- Закон денежного обращения
- Собственность как экономическая категория
- Государственный кредит как экономическая категория
- 2.3.Метод экономической теории и его структурные характеристики
- Тема 3. Теориясоциального благосостояния и социально-рыночной экономики
- 3.1.Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
- 3.2. Слагаемые доходов населения
- 3.3. Дифференциация доходов населения: богатые и бедные
- 3.4. Экономический рост и экономически отсталые страны
- Тема 4. Характеристика экономического потенциала
- 4.1.Общие характеристики экономического потенциала и его структуры
- 4.2.Производственно-технологический потенциал нэ
- 4.3.Природно-ресурсный потенциал
- 4.4.Трудовой потенциал национальной экономики Украины
- Тема 5. Институциональные факторы развития национальной экономики
- 5.1. Национальное воссоздание и макроэкономическое равновесие: содержание, тенденции, факторы
- 5.2. Критерии и приоритеты экономического роста. Основные составные стратегии развития
- Тема 6. Функционирование инфраструктуры национального рынка
- 6.1. Рыночная инфраструктура: общая характеристика
- 6.2. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие рыночной инфраструктуры
- 6.3. Функционирование рыночной инфраструктуры Украины
- Тема 7. Государственность и государственное управление экономикой
- 7.1.Теоретические аспекты регуляции национальных экономических систем
- 7.2. Факторы оптимизации экономического регулирования
- 7.3. Системные функции государства и особенности экономического регулирования в Украине
- 7.4. Политико-правовые аспекты регулирования национальной экономики
- Тема 8. Демократия, экономическая свобода и экономический порядок
- 8.1.Основные теории демократии
- 8.2.Особенности демократического политического режима
- 8.3.Принципы, обеспечивающие функционирование демократической системы
- 8.4.Сущность категории экономической свободы
- 8.5.Формы экономической свободы
- 8.6.Мировой экономический порядок
- Тема 9. Структурнаяперестройка национальной экономики
- 9.2. Инвестиционная политика: содержание, инструменты и особенности реализации в национальной экономике
- 9.3. Национальная инновационная система как стратегический институт развития
- Тема 10. Программирование и прогнозирование национальной экономики
- 10.1.Суть государственного программирования и виды программ
- 10.2.Сущность и главные принципы экономического и социального прогнозирования
- 10.3.Система прогнозов экономического и социального развития
- 10.4. Методы и модели прогнозирования
- Тема 11. Политика экономического роста в национальной экономики
- 11.1.Экономический рост и его движущие силы
- 11.2. Современный тип экономического роста и его особенности
- 11.3.Эффективность производства
- 11.4. Теория экономического равновесия и эффективности роста
- Тема 12. Институциональные формы интеграции в мировое хозяйство
- 12.1. Состояние и перспективы развития открытой национальной экономики
- 12.2. Основные тенденции интернационализации национальных производительных сил
- 12.3. Институционные формы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство
- 12.4. Основы безопасности национальной экономики
- 12.5. Цели и направления внешнеэкономической политики государства
- Список рекомендованной литературы:
- 6.030504 «Экономика предприятия»
- 98309 Г. Керчь, Орджоникидзе, 82