Процесс «утечки мозгов». Особенности научно-технической политики:
Ключевое отличие между ЕС и Россией лежит во всей структуре экономики, которая в значительной мере определяет инновационный опыт и его применение.
Малая доля участия бизнеса в научно-исследовательском секторе.
Отсутствие четко выработанного механизма регулирования инновационных рисков.
Другие отличия в инновационном опыте и политике стран ЕС и России заключаются в следующем:
• сократила расходы на научно_исследовательскую деятельность. Сокращение расходов особенно заметно при
сравнении с ВВП.
Это еще более увеличило дистанцию от стран ЕС и от других развитых стран.
Причина такой ситуации заключается в небольшом увеличении малой доли
высокотехнологичной продукции России на мировом рынке.
• В отличие от Европейского Союза, научно-исследовательская деятельность в России имеет тенденцию сосредотачиваться в основном на базовых или фундаментальных исследованиях. Кроме того, центр тяжести научных исследований в России сильно смещен в сторону инжиниринга и слабо представлен в социальных и гуманитарных отраслях знаний
• Малый и средний бизнес играет менее значимую роль в российской экономике (в нем задействовано 25 % рабочей силы), чем в ЕС (в нем задействовано 72 % рабочей силы). Кроме того, в России малые и средние предприятия считаются менее инновационными по сравнению с их европейскими коллегами.
• Крупные компании в странах ЕС характеризуются как гораздо более инновационные по сравнению с аналогичными в России. Частично это отражает отличие в специализации (российская низкотехнологичная ресурсо-добывающая промышленность по сравнению с европейскими высокотехнологичными товарами народного потребления и фармацевтической продукцией), частично это связано с небольшими объемами инвестиций в НИОКР со стороны российских компаний.
• Доля инвестиций со стороны бизнес_сектора в НИОКР в России
• В России и странах ЕС существуют разные факторы, которые ограничивают инновационную деятельность. Например, в качестве таких факторов в Великобритании выделяют: среди экономических факторов – слишком высокие прямые издержки на инновации, проблемы, связанные с мобилизацией финансовой поддержки; среди внутренних производственных факторов – недостаток квалифицированного персонала и организационные проблемы; среди прочих – влияние стандартов и мер по регулированию деятельности фирм. Для России из экономических факторов важнейшим является недостаток собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов. Вторым по важности является недостаточная финансовая поддержка со стороны государства. Что касается внутренних производственных факторов, то проблему недостатка квалифицированного персонала отмечают почти в десять раз меньше количество фирм по сравнению с числом фирм, указавших на проблему нехватки денежных средств. Среди прочих факторов важнейшими признаны низкий спрос со стороны потребителей на новые товары и неэффективное законодательство по стимулированию инновационной деятельности.
• Что касается венчурного сектора финансирования, то в России до настоящего времени он остается слаборазвитым. В настоящее время в России – более 40 финансовых институтов в сфере прямых и венчурных инвестиций.. В условиях повышенного риска большинство российских венчурных фондов готово инвестировать только в компании, находящиеся на стадии расширения производства или на стадии развитого производ_
ства.
Принципы государственной научно-технической политики:
Признание науки социально значимой отраслью экономики страны, которая определяет уровень развития производительных сил государства;
Поддержка предпринимательства и конкуренции в научно-технической сфере;
Обеспечение гласности при выборе основных направлений развития науки и техники, исполнение которых реализовывается на конкурсной основе;
Интеграция, усиление взаимосвязей научной, научно-технической и образовательной деятельности;
Гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
Стимулирование инновационной, научной и научно-технической деятельности посредством системы экономических и других льгот;
Развитие инновационной, научной и научно-технической деятельности через создание системы государственных научных центров и иных структур;
Развитие регионального, а также международного научного и научно-технического сотрудничества России.
3. Регулирование и стратегическое планирование НТП. Прогнозирование НТП как важнейшая предпосылка его регулирования. Задачи и содержание прогнозирования развития науки и техники. Оценка социально- экономических последствий НТП. Методы, используемые в процессе прогнозирования развития науки и техники. Регулирование НТП. Разработка федеральных целевых стратегических программ решения важнейших научно- технических проблем как инструмент системы регулирования НТП.
Необходимо разрабатывать долгосрочные прогнозы инновационно-технологического развития России с учетом мировых технологий. Такой прогноз на период до 2030 года разработан Институтом экономических стратегий и Международным институтом Питирима Сорокина – Николая Кондратьева и Вычислительным центром РАН. Представляется необходимым осуществлять в порядке государственного заказа разработку и публикацию долгосрочных прогнозов научно-технического и инновационно-технологического развития России на 25-30 лет с учетом мировых тенденций (каждые 4-5 лет уточняя и продлевая горизонт прогноза). В 2008 году в соответствии с поручением Президента РФ разработан прогноз научно-технологического развития России с учетом мировых тенденций. Это позволяет более обоснованно выбрать приоритеты перевода страны на инновационный путь развития на основе долгосрочного стратегического плана социально-экономического развития.
На основе прогноза определяются приоритеты, разрабатывается стратегия инновационного развития РФ на долгосрочную перспективу – на 15-20 лет. Реализация стратегических приоритетов может осуществляться на основе национальных и федеральных целевых программ, предусматривающих концентрацию ресурсов государства и бизнеса на прорывных направлениях инновационного развития.
В современных условиях, когда XXI в. признан веком инновационного развития, появляется критерий систематизации — технологическое обновление. Широкое распространение инноваций вызывает рост производства, а следующий за ним спад (депрессия) является своеобразной адаптацией хозяйственной жизни к изменившимся условиям, порожденным экономическим бумом. Следовательно, развитие НТП должно не столько прогнозироваться, сколько очень достоверно планироваться на долгосрочный период. В этом состоит одна из главных задач государственного регулирования в области развития науки и технических инноваций. Для реализации такого процесса следует использовать подходы стратегического планирования, которые выгодно отличаются от долгосрочного планирования. Отличия, в первую очередь, заключаются в четком определении комплекса целей развития территории. И уже потом, по логической цепочке стратегического планирования, определяются задачи, условия, точки воздействия, механизмы реализации стратегии в области научно-технического развития территории.
Для определения целевых показателей необходимо ориентироваться не только на амбиции и условия территории, но и предполагать использование возможностей технологического уклада. В виде организации инновационной активности применять горизонтальную интеграцию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование производства и обучения промышленного и инженерного персонала, подготовку специалистов нового поколения. При этом важная роль отводится государственной поддержке развития новых технологий и построению логической цепочки коммерциализации технических разработок. Стремление России стать не только высокоразвитой страной, но и выйти в технологические лидеры, будет определять стратегический выбор развития национальной экономики.
Рассматривая теории стратегического планирования, которые характерны на макро- и мезоуровнях управления экономикой, можно выделить следующие сценарии макроразвития:
сырьевой консервативный сценарий - предполагает усиление политической роли и представительства в международном бизнесе; сырьевой либеральный сценарий - предполагает инерционное развитие при активизации бизнеса за счет облегченного доступа к ресурсам развития;
патерналистский сценарий - предполагает максимальное участие государства;
инновационный сценарий - предполагает существенную модернизацию экономической системы в целом.
Выделяются стратегические контуры НТП, которые выступают наиболее значимыми для процесса стратегического планирования НТП.Стратегический контур НТП– это наиболее крупные области формирования и управления стратегией с акцентом на создание и освоение новых технологий, имеющие высокую социально-экономическую значимость, характеризующие создание эффективных условий развития инновационной экономики на территории национального государства, предопределяющие ускоренный рост инновационного потенциала страны и способствующие созданию конкурентоспособной экономики и ее интеграции в мировую экономику.
Стратегическое планирование всегда начинается с формирования философии, своего перспективного видения. Если рассматривать инновационную стратегию развития России, то у нашего государства заявлена весьма привлекательная философия – стать ведущей экономикой мира и войти в пятерку самых развитых экономик мира.
Первый стратегический контур включает разработку концепции стратегического развития не только научно-технического прогресса, но и совмещение его развития с социально-экономическими параметрами субъекта планирования. В этот контур будут включаться следующиеэтапыстратегического планирования:
формулирование философии и видения будущего;
разработка комплекса целей, включающего не только технологические параметры, но и показатели социально-экономического развития национальной территории;
разработка самой концепции развития и выделение критериев, которые будут выступать как параметрами оценки достижения стратегических целей, так и параметрами управленческого воздействия; анализ и условия формирования эффективного научного и производственного потенциала.
Второй стратегический контур включает все действия по аналитической оценке возможностей технологического и социально-экономического развития. В этот контур входит:
разработка политики по технологическому развитию национальной экономики;
выбор направлений развития отраслей науки и построение на этом приоритетов промышленной политики;
применение современных методов анализа внешних и внутренних условий развития
субъекта;
весь комплекс анализа «встраивается» в тенденции мировой экономики и обязательно учитывает технологические уклады.
Третий стратегический контур включает оценку и выбор альтернативных сценариев развития субъекта. Выбор генеральных направлений учитывает предстоящий (VI) технологический уклад, чтобы «заложить» условия для перспективного экономического роста.
Четвертый стратегический контур включает процесс реализации стратегии развития научно-технического прогресса. Этот контур включает управленческие воздействия на формирование оптимальной доли высокотехнологичных отраслей, приведение или адаптация финансовой сферы к инновационной экономике, построение адекватной инновационной инфраструктуры.
- 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2. Необходимость государственного регулирования социальных и экономических процессов и его главные направления
- 3. Необходимость, предпосылки и основные функции макроэкономического планирования
- 4. Понятие, типы и формы макроэкономического планирования
- Виды (типы) макроэкономического планирования
- Тема 1.2. Методология прогнозирования и стратегического планирования
- 1. Долгосрочное прогнозирование как база стратегического планирования в регулировании экономики
- 2. Методологические подходы в прогнозировании национальной экономики
- 3. Прогнозные показатели, балансы и сценарии
- Тема 1.3. Система планов и прогнозов развития социально-экономической системы
- 1. Система плановых документов, подготавливаемых в России и организация разработки народнохозяйственных прогнозов, проектов программ и планов.
- 2. Основные цели, структура и содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации.
- I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.
- Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:
- II. Этапы инновационного развития
- III. Развитие человеческого потенциала
- IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности
- VI. Внешнеэкономическая политика
- VII. Региональное развитие
- VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года
- 3. Организация макроэкономического планирования в рф.
- 4. Система органов исполнительной власти Российской Федерации, занимающихся различными аспектами плановой работы.
- 5. Министерство экономического развития рф. Главные задачи, перечень и содержание основных функций, обеспечивающих решение этой задачи.
- 6. Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации.
- Раздел 2 . Прогнозирование и стратегическое планирование экономических и социальных процессов на макроуровне
- Тема 2.1. Демографическая политика и прогнозирование
- 1. Демографические тенденции в России
- 2. Сущность и содержание демографической политики. Современная демографическая политика Российского государства.
- 3. Система показателей демографического прогноза
- 4. Прогноз общей численности и прироста общей численности населения. Метод «возрастной передвижки».
- 5.Вариантность в демографических прогнозах.
- Демографический прогноз до 2030 года
- 6. Механизмы реализации гипотез о вероятных изменениях уровней рождаемости и смертности
- Тема 2.2. Прогнозирование природно-ресурсного потенциала и природоохранной деятельности
- 1. Экологическая политика государства. Экологическая ситуация в Российской Федерации. Основные рычаги государственного воздействия на процесс рационального природопользования.
- Экологическая ситуация в Российской Федерации.
- Основные рычаги воздействия государства на процесс рационального природопользования
- 2. Прогнозирование состояния природной среды. Основные объекты прогнозирования природопользования. Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
- Основные объекты прогнозирования природопользования.
- Экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий.
- Прогнозирование природоохранной деятельности.
- Тема 2.3. Регулирование и прогнозирование научно-технического прогресса
- Показатели, характеризующие нтп
- Последствия нтр:
- Процесс «утечки мозгов». Особенности научно-технической политики:
- Методы прогнозирования и планирования нтп и инновационной деятельности.
- Задачи прогнозирования нтп на различных стадиях его развития.
- Зарубежный опыт прогнозирования и регулирования нтп, возможности его использования в рф.
- 2.4. Планирование и прогнозирование экономического роста и совокупного спроса
- 1. Экономический потенциал общества. Критерии и показатели экономического потенциала: методика расчета и прогнозирования.
- Экономический потенциал
- Показатели экономического потенциала
- Трудовой потенциал
- Научно-технический потенциал
- Экспортный потенциал
- Инвестиционный потенциал
- Сущность и значение структурно-инвестиционной политики на макроуровне. Ее содержание, инструменты и проблемы реализации в рф.
- Направления структурной перестройки экономики
- Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.
- Пределы роста, прогнозы «Римского клуба»
- 4. Структура совокупного спроса. Прогнозирование инвестиций. Структура совокупного спроса
- Прогнозирование инвестиций.
- 2.5.Прогнозирование в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах
- Финансовая политика государства: сущность, цели и содержание. Ее роль в регулировании рыночной экономики.
- Сводный финансовый план государства
- Порядок формирования регионального бюджета
- 2. Кредитная система Российской Федерации. Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание. Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- 3. Стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики.
- 4. Анализ динамики цен промышленной и сельскохозяйственной продукции. Характер инфляционных процессов в России. Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам.
- Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам
- 2.6. Регулирование и прогнозирование рынка труда и занятости
- 2. Трудовой Кодекс рф;
- Проблемы современного рынка труда
- Проблемы обеспечения занятости населения, в условиях рыночного хозяйства.
- Методы прогнозирования.
- Модели согласованности динамики вакансий и числа работоспособных.
- Балансовый метод
- 2.7. Регулирование и прогнозирование социального развития общества и уровня жизни
- Социальное развитие общества в условиях рыночной экономики: сущность и содержание.
- Основные инструменты воздействия государства на социальные процессы
- Социальная инфраструктура общества: сущность, структура, роль в повышении уровня и качества жизни
- Уровень и качество жизни населения: сущность, основные компоненты, факторы на них влияющие, показатели, используемые для их характеристики.
- Основы прогнозирования реальной заработной платы и реальных доходов населения.
- Распределительные процессы в теории и российской экономике.Макроэкономическое регулирование распределительных процессов.
- Значение в регулировании уровня и качества жизни «индивидуальных бюджетов населения», «потребительских корзинок», «прожиточного минимума».
- Назначение прожиточного минимума.
- Методы прогнозирования уровня и качества жизни населения.
- Этапы прогнозной работы при прогнозировании уровня жизни
- Баланс денежных доходов и расходов населения (бдрр). Механизм использования бдрр в прогнозировании.