Экспертиза качества
Определить величину того или иного показателя можно экспериментально^ помощью технических средств – измерительных приборов или шкал. Сегодня экспериментальный метод достаточно хорошо разработан, однако его недостаточно для всесторонней оценки качества. Дело в том, что далеко не все показатели поддаются измерению техническими средствами. До сих пор не существует приборов, позволяющих оценить аромат чая, красоту фасона дамской шляпки. Поэтому определение качества многих объектов связано с использованием не технического, но тем не менее наиболее совершенного средства из всех известных. Утверждают, что самые лучшие духи обязаны своей славой всего нескольким дегустаторам. Это они, определяя правильное соотношение компонентов, обеспечивают высокое качество продукции. Чтобы делать хорошие чай и кофе, колбасу и сыр, также необходимо уметь правильно оценивать их качества.
Проводить экспертизу качества сегодня нужно не только на парфюмерной и чайной фабриках. Качественными показателями, как мы видели, обладает любая продукция – строительное сооружение, транспортное средство, оборудование. Особое значение имеют экспертные оценки качества тех объектов, которых сегодня еще нет. Какое качество будут иметь продукция проектируемого завода, руда и нефть перспективных месторождений, транспорт завтрашнего дня? Тут не обойтись без экспертов. Оценивая любой объект, эксперт руководствуется не только логикой, но и интуицией, собственным вкусом, личным и коллективным опытом. Можно ли, однако, в серьезных вопросах полагаться на мнение эксперта? Ведь он всего лишь человек, а человеку, как известно, свойственно ошибаться…
Убедительно доказана необходимость привлечения для оценки качества не одного человека, а группы людей. «Один ум хорошо, а два – лучше» – человечество усвоило эту истину очень давно. Совет старейшин, работа комиссии, производственное совещание – все это различные формы получения коллективных решений, в том числе и по вопросам оценки качества. Наука утверждает, что достоверность экспертизы весьма существенно зависит от количества экспертов: чем их больше, тем лучше. Но дело, конечно, не только в количестве – не меньшее значение имеет и качество экспертов, которое в значительной степени обеспечивается их подбором. Поэтому первое, что необходимо сделать, организуя экспертизу качества, – оценить качество самих экспертов. Главное достоинство эксперта – компетентность – определяется его способностями, знаниями и опытом. Поскольку все это признаки качественного порядка, то для оценки компетентности эксперта приходится прибегать к… экспертизе. Причем в роли экспертов выступают как другие эксперты, так и сам оцениваемый кандидат. Мнения специалистов друг о друге, а также их самооценки соответствующим образом обрабатываются, и в результате получается особый показатель – коэффициент компетентности каждого эксперта.
Кроме высокой компетентности, эксперт должен обладать также и другими достоинствами: аналитическим и широким мышлением, самокритичностью, а также рядом качеств, необходимых для совместной работы. Необходимо чувство коллективизма, конструктивность мышления, отсутствие конформизма – слепого следования авторитетам и т. д.
И все же наиболее достоверной оценкой качества является та, которую проводят самые заинтересованные эксперты – потребители. В ряде крупных магазинов Санкт‑Петербурга был проведен опрос 4 тыс. покупателей. Он показал, что спрос на обувь зависит прежде всего от таких характеристик, как удобство в носке, полнота колодки, прочность, качество пошива. Зато такие факторы, как мода, эстетичность и даже цена, вопреки распространенному мнению, были менее важны. Роль этих факторов существенно зависит от возраста покупателя. Чем моложе покупатель, тем больше внимания он уделяет модной обуви, меньше предъявляет требований к ее удобству и прочности. Следовательно, каждый вид обуви должен быть адресован не покупателю вообще, а определенной возрастной группе.
В военное министерство одной из воюющих сторон поступила следующая записка: «Яживу на железнодорожной станции, через которую идут военные эшелоны: в одну сторону везут солдат в синих галифе, а в противоположную‑солдат в малиновых шароварах. У меня родилась идея, как значительно сократить воинские перевозки». Как выдумаете, в чем смысл этой идеи?
Ответ: вместо людей перевозить штаны.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Оценка качества потребителем может меняться в зависимости от многих обстоятельств. Не последнюю роль при этом играет осведомленность людей о достоинствах того или иного товара.
Как эксперт оценивает качество? Наиболее употребительные методы экспертной оценки – ранжирование, парное сравнение, непосредственная оценка.
Ранжирование производится с помощью шкалы порядка. Измеряемые объекты «выстраивают» друг за дружкой в порядке предпочтения по интересующему нас признаку. Примерами ранжирования могут служить определение первенства в различных соревнованиях, установление сортности продукции и многое другое. Опыт показывает, однако, что если число объектов превышает 15–20, то эксперт затрудняется в их оценке. Ведь при ранжировании необходимо держать в голове качества всех объектов измерения, а психологические возможности человека недостаточны для выполнения такой операции. Этот недостаток в какой‑то мере устраняет парное сравнение. Здесь также используется шкала порядка, однако предпочтение устанавливается между всеми объектами попарно – каждого с каждым. Вспомним таблицы результатов футбольных и шахматных матчей – сравнение производится по парам, что делает качества команд и игроков легко обозримыми.
Наибольшее распространение имеет все же непосредственная оценка. Это то самое оценивание «на глаз», которое мы столь часто применяем в жизни. Оценка нами погоды, предметов бытового назначения, возраста нового знакомого – все это непосредственная оценка. Специалисты‑эксперты производят непосредственную оценку качества и стоимости различной продукции, определяют процент износа изделий и оборудования и т. п. Это оценка более высокого класса, чем ранжирование и парное сравнение. Она выполняется с помощью уже известной нам шкалы интервалов в абсолютных цифрах либо в процентах. Эксперт при этом должен быть самого высокого класса. Если в экспертизе участвует несколько человек, оценку выносят только после опроса каждого из них. Помимо своего прямого назначения – характеризовать свойства того или иного объекта – оценка качества имеет еще одну чрезвычайно важную область применения. Она позволяет сделать качество лучше.
Работу по улучшению качества обычно связывают с понятием «управление качеством». В чем его смысл?
- Владимир Абчук
- Шаг 1‑й Для чего мне это нужно с чего это вдруг?
- Способен ли я?
- Необходимые качества
- Смотрим в будущее
- Выбираем бизнес
- Шаг 2‑й Родовые муки Обзаводимся имуществом
- Что дает вам право собственности
- Как юридически оформить предприятие
- Что такое физическое и юридическое лицо
- Ваша организация
- Закрытое акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Производственный кооператив
- Ваш статус – «малый предприниматель»
- Устав предприятия
- Учреждаем и регистрируем малое предприятие как юридическое лицо
- Особенности малых предприятий – юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица
- Получаем лицензии и разрешения
- Шаг 3‑й От потребностей людей к моей прибыли Кому я нужен со своим Предприятием?
- Что предпринимает предприниматель?
- Великое изобретение человечества
- Ваш компас – маркетинг
- Наука предпринимательства
- Потребитель – прибыль
- Ваша главная проблема
- Шаг 4‑й Ваша надежда и опора Осматриваетесь, ищете поддержку
- Категории малых предприятий, нуждающиеся в поддержке
- Специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства
- Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства
- Приобретение оборудования в лизинг
- Сертификация продукции, работ, услуг
- Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
- Государство вам поможет
- Чем новее, тем лучше
- Не всякое новшество – инновация
- Немного об инновационном проектировании
- Капитализм – это учет
- Ваши помощники‑соседи
- Бизнес‑центры и бизнес‑инкубаторы
- Шаг 5‑й Ваши кормильцы Его величество Потребитель
- Изучаете рынок
- Психология покупателя
- Решение о покупке
- Создаете ходовой товар
- Даешь качество
- Качество со всех сторон
- Экспертиза качества
- Управление качеством
- Путь к прилавку
- Перевозите товар
- Жизнь и смерть товара
- Явление конкурента
- Что станет делать конкурент?
- Измерение возможных успехов и неудач
- Шаг 6‑й Заключаем необходимые договоры Договорные обязательства
- Лизинг (финансовая аренда)
- Франчайзинг (коммерческая концессия)
- Комиссия
- Факторинг
- Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
- Обеспечение кредита. Ипотека. Поручительство
- Банковские премудрости
- Формы кредита. Кредитный договор
- Риск кредитования
- Шаг 8‑й Покупаем‑продаем Пробиваемся на рынок
- Сегментируем рынок
- Выбираем целевые сегменты
- Позиционируем товар на рынке
- Назначаем цены
- Цена и условия поставки
- Мы за ценой не постоим
- Стратегия цен
- Оцениваем свои услуги
- Проблема «свободных мест»
- Торгуем оптом
- Торгуем в розницу
- Торговля на дому. Многоуровневый сетевой маркетинг
- Закупка. Поставка. Продажа. Договоры. Контракты
- Товарный ассортимент и товарная номенклатура
- Двигатель торговли
- Вас должны знать
- Презентация
- Стимулирование продаж
- Шаг 9‑й Не дай себе засохнуть Придется рисковать
- Три причины риска
- Как рискуют американцы
- Право на риск
- В дружбе с юристом
- Плата за страх
- Не дай бог…
- 1. Складской учет:
- 2. Гибкий механизм ценообразования:
- 3. Автоматизация оптовой торговли:
- 4. Автоматизация розничной торговли:
- Шаг 10‑й Ваш коллектив Вы – руководитель
- Смотрим в будущее
- Организуем работу
- За какие коврижки?
- И слабым манием руки…
- На посту
- Методы «пряника»
- Методы «кнута»
- Вы – лидер
- Работаем с людьми
- Не бойтесь конфликтов
- Над схваткой
- 3. В. Маяковский, русский поэт
- Набираемся опыта
- Шаг 11‑й Простая бухгалтерия Где взять деньги
- Деньги и риск
- Деньги должны работать
- Сроки финансирования
- Читаем баланс
- Считаем прибыль
- Следим за показателями
- Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия
- Платим налоги
- Шаг 12‑й Ваше будущее: бизнес‑планы Предвидим будущее
- Предвидение. Предсказание. Прогнозирование
- Ваш прорицатель – прогностика
- Первый бизнес‑план
- Приложение Малое предприятие № 1
- Малое предприятие № 2
- Малое предприятие № 3
- Чтобы получить инвестиции под бизнес‑план…