18. Методы конкурентной борьбы
Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:
1. ценовые;
2. неценовые;
3. недобросовестные методы конкуренции.
Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен. Предприниматель, принявший такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Захватив господствующее положение на рынке, последующим ростом цен предприниматель стремится восполнить временные потери прибыли.
В современных условиях помимо традиционного снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой приём (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы.
Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание.
Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:
1. высокому качеству товаров (услуг);
2. надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент в рекламе.
3. экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров);
4. удобству в эксплуатации и обслуживании;
5. большему гарантийному сроку использования товаров;
6. лучшим экологическим характеристикам;
7. высокому качеству допродажного и послепродажного обслуживания;
8. условию обязательного (часто бесплатного обучения персонала для работы на покупаемом оборудовании);
9. условию принятия в зачет сданного старого оборудования в качестве первого взноса за новый товар;
10. нормой конкурентной борьбы в современных условиях является поставка оборудования не "под ключ", а по принципу "первая продукция — в руки", что привлекает заказчиков экономией расходов на пусконаладочные работы;
11. возрастающая скорость выполнения заказов клиентов при неизменных ценах. Главенствует принцип: "Скорость – фактор цивилизованной конкуренции!".
Большое значение в неценовой конкурентной борьбе имеет оперативная готовность фирм к перепрофилированию производства своей продукции в зависимости от изменения рыночной ситуации.
Недобросовестные методы конкуренции в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся:
1. промышленный шпионаж;
2. промышленная контрразведка;
3. подделка продукции конкурентов;
4. воровство товарного знака;
5. прямой обман потребителей;
6. сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой;
7. подкуп должностных лиц (коррупция);
8. махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным).
- Содержание
- I Микроэкономика. Макроэкономика
- 1.1 Введение в экономическую теорию
- 1. Экономическая наука, её функции.
- 2. Предмет экономической науки.
- 3. Методология и методы экономических исследований
- 4. Экономические системы.
- 5. Экономические модели.
- 6. Хозяйственная деятельность и ее стадии
- 7. Объективные условия и противоречия экономического развития общества
- 8. Проблема безграничных потребностей общества и рационального использования ограниченных экономических ресурсов
- 9. Простое и расширенное воспроизводства
- 10. Деньги как категория товарного производства и их роль в экономике
- 11. Современная денежная система
- 12. Основы рыночного обмена.
- 13. Понятие рынка
- 14. Экономические законы рынка
- 15. Регулирование рыночных процессов
- 16. Преимущества и недостатки рыночной экономики
- 17. Виды, функции, механизм и инфраструктура рынка
- 18. Основные понятия собственности, её экономические и правовые аспекты.
- 19. Формы собственности и их влияние на эффективность хозяйственной деятельности
- 20. Разгосударствление и приватизация как основа развития рыночных отношений
- 21. Формирование и развитие рыночных отношений на современном этапе
- 1.2 Микроэкономика
- 1. Основы теории спроса и предложения
- 2. Законы спроса и предложения
- 3. Рыночное равновесие и его модели
- 4. Механизм формирования рыночной цены
- 5. Эластичность спроса и предложения по цене и доходу
- 6. Издержки производства, их сущность, структура и пути снижения
- 7. Факторы производства и теория предельной производительности
- 8. Факторные рынки и цены на ресурсы
- 9. Рынок труда и его характеристика
- 10. Цена и оплата труда.
- 11. Фирма и ее роль в рыночной экономике
- 12. Экономическое равновесие фирмы на конкурентном рынке
- 13. Формирование прибыли фирмы, ее источники и функции
- 14. Издержки фирмы
- 15. Планирование бизнеса
- 16. Показатели эффективности работы фирмы
- 17. Конкуренция и ее виды
- 18. Методы конкурентной борьбы
- 19. Рынок монополистической конкуренции
- 20. Монополия, рынок совершений конкуренции
- 21. Олигополия
- 22. Антимонопольная политика государства.
- 23.Экономика природных и сельскохозяйственных ресурсов
- 24. Рынок земли.
- 25. Цена земли
- 1.3 Макроэкономика
- 1. Макроэкономические цели.
- 2. Основные макроэкономические школы
- 3. Показатели функционирования национальной экономики, их взаимосвязь и методы исчисления
- 4. Структура национального рынка
- 5. Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения
- 6. Система национального счетоводства и ее роль
- 7. Экономическое равновесие - частичное и общее
- 8. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 9. Инвестиции как фактор экономического роста, их источники, функциональная роль, направления использования
- 10. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 11. Модели макроэкономического равновесия
- 12. Экономический цикл: содержание, фазы, типы
- 13. Государственное антициклическое регулирование
- 14. Инфляция: сущность, формы, причины, последствия
- 15. Антиинфляционная политика
- 16. Занятость и безработица: причины, виды, последствия, взаимосвязь с инфляцией
- 17. Доходы населения и их перераспределение
- 18. Социальная политика государства
- 19. Финансовая система и финансовая политика
- 20. Государственный бюджет и фискальная политика
- 21. Управление государственным долгом
- 22. Кредитно-денежная политика и ее инструменты
- 23. Финансовые активы: виды, характеристики, способы обращения
- 24. Рынок ценных бумаг
- 25. Фондовая биржа
- 26. Налоги: сущность, виды, формы, принципы налогообложения
- 27. Налоговая система рф
- 28. Современные реформы налогообложения
- 29. Функции государства в смешанной экономике
- 30. Бюджетно-налоговая политика и ее институты
- II Финансы. Деньги, кредит, банки
- 2.1 Финансы. Финансовая система
- 1. Экономическая сущность финансов
- 2. Функции финансов, их использование в кругообороте экономических ресурсов.
- 3. Финансовая система рф, её составляющие
- 5. Управление финансами, финансовое планирование и контроль
- 6. Бюджетное устройство и бюджетный процесс, структура доходов и расходов Государственного бюджета рф
- 7. Бюджетный федерализм
- 8. Финансы домохозяйств
- 9. Состав финансовых ресурсов предприятия и их источники
- 10. Финансовое обеспечение деятельности предприятия
- 11. Выручка от реализации
- 12. Балансовая прибыль, её формирование и распределение
- 13. Рентабельность
- 14. Оборотные средства предприятия, их формирование и использование
- 15. Инвестиционная деятельность предприятия
- 16. Финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность предприятия
- 17. Основные средства предприятия и эффективность их использования
- 2.2 Денежно-кредитное обращение
- 1. Возникновение и сущность денег
- 2. Экономические теории денег
- 3. Денежное обращение: спрос на деньги, денежные агрегаты и предложение денег, баланс денежной массы, закон денежного обращения
- 4. Динамика национальной денежной массы
- 5. Денежные системы
- 6. Деньги в международных экономических отношениях
- 7. История и причины возникновения кредитных отношений
- 8. Сущность ссудного капитала и его источники
- 9. Кредитные ресурсы
- 10. Ссудный фонд
- 11. Финансовый рынок и его роль в формировании кредитных отношений
- 12. Ссудный капитал и ссудный процент
- 13. Формы и виды кредита
- 14. Функции кредита
- 15. Кредитные операции
- 16. Принципы, методы, объекты кредитования
- 17. Кредитный договор
- 18. Государственный кредит
- 19. Государственное регулирование кредитных отношений
- 2.3 Банковская система
- 1. Банковская система рф
- 2. Центральный банк России
- 3. Инструменты кредитной политики цб России
- 4. Коммерческие банки
- 5. Функции, операции и услуги коммерческих банков
- 6. Прибыль и рентабельность коммерческих банков
- 7. Виды специализированных небанковских учреждений
- 8. Участие банков в инвестиционной деятельности
- III Менеджмент
- 3.1 Теоретические основы менеджмента
- 1. Методологические основы менеджмента
- 2. Характерные черты, стадии менеджмента
- 3. Развитие менеджмента в прошлом
- 4. Перспективы развития теории и практики менеджмента
- 5. Принципы эффективного управления
- 6. Менеджмент как ресурсосберегающее управление
- 7. Цели, задачи и направления управленческой деятельности
- 8. Методология современного управления
- 9. Уровни и масштабы управления
- 10. Делегирование полномочий, обязанностей и распределение ответственности
- 11. Критерии оценки эффективности менеджмента
- 12. Особенности системного и ситуационного подходов
- 13. Управление по результатам
- 3.2 Менеджмент предприятия
- 1. Содержание и взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля деятельности предприятия
- 2. Управление планированием деятельности предприятия
- 3. Стратегическое планирование в системе менеджмента
- 4. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 5. Выбор стратегии управления и прогноз его эффективности
- 6. Организационная структура управления предприятием
- 7. Объекты управления на предприятии и координация их деятельности
- 8. Организационные коммуникации
- 9. Научные методы подготовки и принятия решений
- 1.Коллективные методы обсуждения и принятия решений
- 2.Эвристические методы принятия решения.
- 3.Количественные методы принятия решений
- 10. Менеджер, его роль, функции и задачи
- 11. Имидж менеджера
- 12. Принципы, стили и методы управления
- 13. Архетипы управления
- 14. Модели поведения руководителй х, у, z
- 15. Персонал
- 16. Кадры предприятия
- 17. Состав и структура кадров
- 18. Система управления кадрами
- 19. Кадровая политика: содержание и эффективность
- 20. Системы и формы оплаты труда
- 21. Потребности, вознаграждения
- 22. Теории и практика мотивации
- 23. Коммуникации в организации, сущность, значение, эффект
- IV Мировая экономика
- 1. Понятие мирового хозяйства и мировой экономической системы
- 2. Международное разделение труда – основа формирования мирового хозяйства
- 3. Современные тенденции изменения конкурентоспособности
- 4. Теория сравнительных преимуществ
- 5. Основы международной торговли
- 6. Мировая торговля и её влияние на структуру внешней торговли
- 7. Оценка внешнеторгового оборота
- 8. Теория факторов Хекшера-Олина
- 9. Парадокс в. Леонтьева
- 10. Влияние факторов производства на структуру внешней торговли
- 11. Теорема Рыбчинского
- 12. Влияние технического прогресса на цикл жизни товара, структуру внешней торговли
- 13. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 14. Таможенные тарифы и нетарифные барьеры
- 15. Международная валютно-финансовая система
- 16. Международный кредитно-финансовый рынок
- 17. Миграция основных факторов производства: капитала, рабочей силы
- 18. «Добровольные» экспортные ограничения
- 19. «Новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли
- V Экономика предприятий (организаций)
- 5.1 Предприятие как субъект хозяйствования и основы его деятельности
- 1. Предприятие как основное звено рыночного хозяйства
- 2. Цели функционирования предприятия, его организационно-правовые формы
- 3. Финансовая и материальная базы предприятий
- 4. Стратегия деятельности и товарная политика предприятия
- 5. Производственная и организационная структуры предприятия, организация управления производством
- 6. Планирование, прогнозирование и контроль деятельности предприятия
- 7. Издержки производства и оценка результатов деятельности
- 8. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 9. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование деятельности и трудовых отношений на предприятии
- 5.2 Предпринимательство и предпринимательская деятельность
- 1. Сущность предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности
- 2. Цели, виды и формы организации предпринимательской деятельности
- 3. Субъекты предпринимательской деятельности
- 4. Мероприятия по повышению эффективности предпринимательской деятельности
- 5. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование предпринимательства
- 6. Современные формы и проблемы предпринимательской деятельности в России
- 7. Государственная поддержка деятельности малых предприятий
- VI Экономический анализ и финансовый учет
- 6.1 Основы экономического анализа
- 1. Сущность, цели экономического анализа
- 2. Методологические основы и методы экономического анализа
- 3. Текущий, оперативный и перспективный анализ, факторы роста эффективности производства
- 4. Финансовый анализ деятельности предприятия
- 5. Основы комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия
- 6. Сущность анализа, методы оценки финансового состояния
- 7. Основы маржинального анализа (анализа безубыточности)
- 8. Анализ рисков в хозяйственной и финансовой деятельности предприятия
- 6.2 Финансовый учет и бухгалтерская отчетность
- 1. Основы организации и содержание финансового учета на предприятии
- 2. Состав бухгалтерской отчетности
- 3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база финансового анализа
- 4. Управленческий учет
- 5. Взаимосвязь финансового и управленческого учета