logo search
ekzamen

47.Российские регионы на мировой арене

Субъекты Российской Федерации, в соответствии со статьей 72 Конституции РФ 1993 года, впервые в истории государства получили право самостоятельного выхода на международный уровень. В связи с этим возникла необходимость, не ущемляя интересов регионов, сохранить цельную международную и внешнеэкономическую деятельность страны. Представительства МИДа в субъектах Федерации являются одним из элементов механизма нашего взаимодействия. На сегодняшний день таких представительств насчитывается 26. Перечислю некоторые города: Самара, Мурманск, Архангельск, Воронеж, Калининград, Псков, Тюмень, Омск, Новосибирск, Екатеринбург… Вначале открыли представительства там, где возникла большая необходимость содействия выходу регионов на международный рынок С этой целью с Китаем, Польшей, Финляндией, Литвой, Украиной и Казахстаном подписаны межправительственные так называемые «зонтичные» соглашения о принципах организации межрегионального и приграничного сотрудничества Сегодня российские регионы уже имеют деловых партнеров на всех континентах. К примеру, субъекты Федерации Сибири и Дальнего Востока активно сотрудничают с предпринимательскими структурами стран АСЕАН и, особенно, Китая и Японии. Крупным партнером для российских регионов становятся США. Следует отметить, что основная часть американских инвестиций приходится на топливно-энергетический сектор России (60%), машиностроение, финансово-кредитную сферу и сферу услуг. Наиболее активно осуществляют контакты американские представители с органами исполнительной власти Северо-Западного федерального округа и Москвы. Американские компании участвуют в осуществлении небольших проектов в Ярославской области, Санкт-Петербурге (строительство туристических объектов), Новгородской области (завод по производству кондиционеров), Московской области (птицеводство). Расширяется взаимодействие России с Европейским Союзом в целом и с некоторыми европейскими странами в частности. Например, с Австрией и Францией. С учетом перспективы расширения Европейского Союза одним из важных средств подключения России к процессам европейской интеграции становится как раз межрегиональное и приграничное сотрудничество. При этом особый интерес для нас представляет опыт осуществления концепции «Европа регионов». Речь идет о создании региональных интеграционных образований, имеющих совместные органы для решения совместных проблем. Такая форма сотрудничества особенно эффективна при разработке и осуществлении крупных многосторонних проектов, а также для создания благоприятного инвестиционного климата. Практическое решение таких вопросов, как упрощение пересечения границы, открытие новых пунктов пропуска граждан и товаров, развитие инфраструктуры и др., уже сейчас во многом изменило облик целого ряда приграничных российских регионов, в частности — Севера и Северо-Запада, Калининградской области.