logo search
Борох

Вариант Ксюши: 1. Экономические взгляды Мальтуса.

Годы жизни 1766 – 1834. Вошел в историю как автор «закона народонаселения». В 1798 была издана книга «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества», в которой автор доказывал, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования (под которыми подразумевались продукты сельского хозяйства) только в арифметической прогрессии. В этой книге Мальтус сформулировал свою теорию о народонаселении. Ее можно выразить в виде следующих положений: биологическая способность к размножению у человека превосходит его способность увеличивать продовольственные ресурсы, сама эта способность к производству ограничивается наличными продовольственными ресурсами. Мальтус утверждал, что население имеет тенденцию увеличиваться быстрее, чем средства существования. Его теория помогла обосновать теорию заработной платы, которая определяется прожиточным минимумом. Мальтус считал, что главная причина бедности обусловлена «естественными законами и человеческими страстями», скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Он утверждал, что заработная плата всегда будет определяться минимальным количеством средств для поддержания физического существования. По его мнению, если заработная плата в силу роста спроса на труд превысит прожиточный минимум, "неумеренная склонность к размножению" приведет к росту населения, предложение труда увеличится и заработная плата опять вернется к исходному уровню. Мальтус говорил, что невозможно увеличивать средства существования (под ними подразумеваются продукты питания) теми же темпами, что и рост населения, потому что ресурсы Земли ограничены, а дополнительные вложения труда и капитала в землю будут обеспечивать все меньший прирост продукции, так как из-за роста населения в обработку вовлекаются земли худшего качества. Эта теория получила название теории «убывающего плодородия почвы». Заслуга Мальтуса также состоит в том, что он остро поставил вопрос о проблемах реализации созданного продукта.