logo
готовый вариант

19 Принципы диверсификации и синергии в формировании товарной политики образовательного учреждения.

Принцип диверсификации

Диверсификация предполагает одновременное внедрение нескольких или многих невзаимосвязанных продуктов. Диверсификация в образовании может осуществляться в двух формах:

1) горизонтальной — одновременное предложение образовательных услуг по многим учебным направлениям, специальностям и специализациям;

2) вертикальной — развитие различных видов ОУ, что в большей степени характерно для сферы дополнительного образования.

Диверсификация деятельности позволяет образовательным учреждениям обеспечить свою финансовую устойчивость при неблагоприятной экономической конъюнктуре, поддержать малодоходные или убыточные направления образовательной деятельности за счет других, экономически эффективных, маневрировать ресурсами в рамках организации в ответ на изменение спроса на тот или иной вид ОУ.

Диверсификация профессионального образования обусловила большое разнообразие и разносторонность его развития, расширение ассортимента предлагаемых образовательных программ.

Заметим также, что горизонтальная диверсификация может с успехом осуществляться в рамках одной специальности за счет динамичного изменения специализаций в подготовке обучаемых. Например, в рамках одной специальности 0611 «Менеджмент организации» учебно-методическим управлением Министерства образования РФ предлагается порядка 15 специализаций, соответствующих управленческой деятельности в различных сферах — от финансовой до общественного питания и гостиничного бизнеса.

Принцип синергии

В свете современных представлений синергизм — это эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности.

В образовательной деятельности вуза синергетические эффекты могут проявляться двояко. С одной стороны, объединение различных видов ОУ приводит к новому качеству, не наблюдающемуся у отдельных компонентов. Это относится как к сочетанию специальностей (например, «экономист-юрист», «юрист-математик» и др.), так и к объединению различных уровней обучения, позволяющих реализовать концепцию непрерывного образования. В частности, создание единой системы «колледж-вуз» позволяет получить дополнительный эффект в качестве, эффективности и экономичности образования по сравнению с автономной реализацией программ среднего и высшего профессионального образования. Дело в том, что в такой системе исключается дублирование при изучении дисциплин на различных уровнях профессионального образования и, в то же время, соединяется фундаментальность, присущая вузовскому образованию, с практической направленностью, свойственной большинству техникумов и колледжей.