28.Особенности ценообразования в сельском хозяйстве
Как уже говорилось, отличительной особенностью сельскохозяйственного рынка является его близость к рынку свободной конкуренции. Отсюда вытекают многие проблемы Ценообразования.
Для спроса на сельхозпродукцию характерна низкая эластичность от цены (в среднем около 0,3). Товарное предложение также малоэластично, но оно несколько выше, чем эластичность спроса (около0,7). Что из этого следует?
Пересечение малоэластичных кривых спроса и предложения определяет цену сельхозпродукции в данный момент времени (Р). При этом уровень цен на сельхозпродукцию в целом, в силу низкой эластичности ее спроса и предложения, является более низким, чем уровень средних цен в экономике страны. Поэтому тенденция изменения цен на продовольствие— это тенденция снижения (Р1).Причины этого следующие.
Численность населения постоянно увеличивается (несмотря на временные спады, как это происходит в России в последние годы), а реальные доходы людей постоянно растут(тоже как закономерность).Это обстоятельство позволяет при тех же ценах предъявлять спрос на большое количество продуктов питания. Однако численность населения и его доходы растут, как правило, очень медленно. Поэтому кривая спроса(рис. 3.2) смещается вправо незначительно. Сдвиг же кривой предложения за аналогичный период времени, как правило, значительно больший за счет большей эластичности. Это определяет понижательную тенденцию равновесных рыночных цен на продукцию сельского хозяйства.
Рис.3.2. Механизм функционирования рынка сельскохозяйственной продукции
Такое положение является большой проблемой для сельского хозяйства. Когда средние цены в экономике страны имеют тенденцию к повышению, а в сельском хозяйстве к понижению, неизбежно возникают проблемы нарушения паритета цен. В ресурсопроизводящих отраслях АПК, работающих в условиях олигопольного рынка, цены могут время от времени повышаться, в маркетинговой сфере они также могут возрастать, а вот в сельском хозяйстве это делать трудно. Возникают так называемые «ножницы цен». До прихода рыночной экономики соотношение между ценами в сельском хозяйстве и другими отраслями, контактирующими с ним, удерживалось директивным путем.
Решение проблем ценообразования в сельском хозяйстве может быть двояким. Первый путь— не вмешиваться в естественный ход событий. Тогда большинство хозяйств разорится за счет жесткой конкуренции, люди потеряют работу, найти которую в условиях сельской местности практически невозможно. По этому пути вначале перестройки пошли многие регионы России. К настоящему времени сельское хозяйство в них пришло в крайний упадок.
Второй путь— государственное регулирование и государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий, которые могут воздействовать на объем спроса и товарного предложения продовольствия, на уровень розничных цен. Понятно, что требования рынка в этом случае игнорируются. Здесь могут быть также два варианта. Снижение спроса за счет льготного или бесплатного школьного питания, выдача пособий малообеспеченным семьям и безработным, бесплатное питание в лечебных учреждениях. Второй вариант связан с ограничением посевных площадей, субсидиями государства на покрытие разницы между закупочными и рыночными ценами, т.е. в одном случае государственная помощь оказывается потребителям, в другом — производителям.
Таким образом, ценовая политика в сельском хозяйстве и других сферах агробизнеса должна проводиться с учетом указанных особенностей.
Риски в сельском хозяйстве
В сельском хозяйстве, как ни в одной другой отрасли, весьма велика опасность непредвиденных потерь, т.е.существует большой риск. Это могут быть и неблагоприятные погодные условия (особенно в период уборки урожая), и засухи,и вымерзание озимых посевов,и неожиданные болезни растений, и непомерное размножение вредителей.Поэтому при разработке маркетинговых программ необходимо иметь в виду,что приоритет должен быть отдан оценке собственных возможностей в условиях повышенного риска. Маркетинговые программы в агробизнесе взаимоувязываются с программами страхования,которые разрабатываются службой маркетинга.При разработке надежной страховой защиты нужно сделать следующее:
- выявить и описать вероятные источники ущерба;
- провести тщательный экономический анализ разныхметодов снижения риска;
- разработать собственную программу страхования;
- при необходимости проконсультироваться у специалистов.
Кроме указанных выше природно-климатических и биологических угроз, необходимо учесть вероятность пожаров,аварий автотракторной и другой техники,возможные травмы работников,противоправные действия третьих лиц, медицинское страхование,вынужденное страхование(например, этого требует кредитор)и т.д. Здесь жеследует определить,от каких рисков следует застраховатьсяв обязательном порядке, так как они могут принести наибольший ущерб, оценить,какие страховые компании являются наиболее надежными,разработать мероприятия по предотвращению потерь, определить ответственных лиц за страхование.
29. Особенности маркетинга в системе агроснабжения(по материалам журнала «Маркетинг в России и за рубежом»)
В процессе реализации материально-технических ресурсов через свою сеть (техники и оборудования, запчастей, материалов) служба маркетинга системы агроснабжения выявляет текущий платежеспособный спрос потребителей, осуществляет непосредственную продажу продукции и расчеты за нее. Одновременно она обязана проводить техническое обслуживание проданной техники и оборудования, осуществляя технический сервис.
Маркетинговая деятельность в системе агроснабжения должна включать следующие элементы:
исследование рынка материально-технических ресурсов, изучение предприятий-поставщиков материально-технических ресурсов и структуры платежеспособного спроса сельхозпроизводителей, анализ деятельности фирм-конкурентов;
определение целесообразных каналов реализации, включая мероприятия по созданию сети розничных магазинов;
создание гибкой системы ценообразования, упорядочивание торговых наценок, их максимальное приближение к реальным издержкам обращения;
разработку прогрессивных методов товародвижения, включая проведение презентаций новых товаров и проведение рекламных компаний;
организацию послепродажного обслуживания клиентов;
стимулирование торгового персонала с целью увеличения объема продаж.
Центральным направлением маркетинговой деятельности является исследование рынка материально-технических ресурсов (емкость рынка, структура спроса, сегментация потребителей), чему раньше не уделялось внимания.
- 7 Семестр
- Понятие торгового маркетинга. Особенности оптовой торговли.
- Розничная торговля и рынок конечных потребителей
- Связь комплекса торгового маркетинга с характеристиками торговой услуги
- Товарный ассортимент в розничной торговле.
- Ценовая политика и каналы распределения в торговом маркетинге.
- Продвижение и месторасположение в торговом маркетинге
- Персонал и оформление в торговом маркетинге
- Оценка конкурентоспособности торгового предприятия
- 10. Структура акта купли-продажи и краткая характеристика элементов структуры.
- 11. Категории покупателей
- 12. Основы теории покупок.
- 13. Предмет маркетинга в образовании. Содержание и функции маркетинга образовательных услуг.
- 14. Субъекты маркетинга образовательных услуг.
- 15. Характеристика среды маркетинга на рынке образовательных услуг.
- 16. Сегментация рынка образовательных услуг.
- 17 Ценообразование на рынке образовательных услуг.
- 18 Принцип непрерывных инноваций в формировании товарной политики образовательного учреждения.
- 19 Принципы диверсификации и синергии в формировании товарной политики образовательного учреждения.
- 20 Принципы непрерывности образования, продвижения, управления качеством в формировании товарной политики образовательного учреждения.
- 21 Особенности маркетинговых исследований рынка образовательных услуг.
- 22 Схема агробизнеса рф.
- 23 Особенности сельскохозяйственного производства.
- 24 Особенности рынков агробизнесе.
- 25.Маркетинговая сфера агробизнеса, ее рынки
- 26.Спрос на рынках сельскохозяйственной продукции
- 27.Товарное предложение на рынке сельскохозяйственных и продовольственных товаров
- 28.Особенности ценообразования в сельском хозяйстве
- 30. Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе
- 2.Неотделимость, неразрывность производства и потребления услуги.
- 3.Изменчивость, непостоянство качества.
- 4 Несохраняемость или неспособность услуг к хранению.
- 37. Контроль качества обслуживания
- 38. Контроль производительности обслуживания
- 39. Критерии качества услуги
- 40. Направления и цели маркетинговых исследований в сфере услуг
- 8 Семестр
- 1. Понятие турпродукта. Его отличительные особенности.
- 2. Определение маркетинга в туризме и его главные функции
- 3. Структура системы индустрии туризма и уровни маркетинга в туризме
- 4. Туристское предприятие- основное звено реализации концепции маркетинга
- 34.Понятие товара и модель товара в банке.
- 35.Товарная и сбытовая политика банка.
- 36.Система маркетингового контроля в банке