logo
готовый вариант

14. Субъекты маркетинга образовательных услуг.

Участниками рыночных маркетинговых отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство.

Особую роль среди субъектов маркетинга играет личность учащегося, студента, слушателя - конечный потребитель. Здесь особенность состоит в том, что он использует полученные знания не только для создания каких-то благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но и еще для себя - для удовлетворения собственных потребностей в познании. Личность выбирает свою будущую специальность, место обучения, форму оплаты и т.д. Личность является самым беззащитным, слабо информированным новичком в маркетинге ОУ.

Другим субъектом маркетинга ОУ являются фирмы, организации и предприятия. Они являются промежуточными потребителями ОУ. Они формируют спрос ОУ и предъявляют его на рынке.

Функциями организаций - потребителей ОУ являются: информирование образовательных учреждений, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе; установление требований к качеству ОУ, к профессионализму своих будущих сотрудников; предоставление работы выпускникам, обеспечение условий для их эффективного использования; возмещение затрат на подготовку специалистов.

Следующим субъектом маркетинга ОУ являются образовательные учреждения, которые формируют товарное предложение образовательных услуг: университеты, академии, институты, колледжи.

К функциям образовательных учреждений относятся: обучение студентов, т.е. оказание им услуг по приобретению знаний, умений и навыков; производство и оказание сопутствующих ОУ, воспитание студентов; оказание информационно-посреднических услуг абитуриентам, студентам и работодателям, согласование с ними условий будущей работы, источников финансирования ОУ.

Посреднические структуры (биржи труда, службы занятости, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений) способствуют продвижению ОУП на рынке, и маркетинг для них является жизненно важной деятельностью. К их функциям относятся:

¦ накопление, обработка, анализ и продажа информации о рынке ОУ;

¦ рекламная деятельность на рынке ОУ, юридическая поддержка;

¦ формирование каналов сбыта, содействие в заключении сделок;

¦ участие в финансировании и кредитовании участников на рынке ОУ.

Одним из субъектов маркетинга ОУ является государство и его органы управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

¦ создание и поддержание имиджа образования как среди населения, так и работодателей;

¦ финансирование государственных образовательных учреждений;

¦ предоставление вузам налоговых льгот;

¦ установление перечней профессий и специальностей;

¦ стандартизация образования;

¦ правовая защита субъектов маркетинга ОУП;

¦ подготовка кадров для системы образования по маркетингу.