logo
Уч

Анализ прибыли в системе директ-костинг

СПРАВКА. Cистема директ-костинг (direkn-costing) широко распространена во всех экономически развитых странах. В Герма­нии и Австрии данный метод получил наименование учета частичных затрат или учета сумм покрытия, в Велико­британии его называют учетом мар­жинальных затрат, во Франции — маржинальной бухгалтерией или мар­жинальным учетом. История директ-костинга насчитывает несколько веков. Однако первые исследования в дан­ном направлении касались лишь клас­сификации затрат на прямые и на­кладные, а также вопросов порядка их включения в себестоимость или отне­сения на результаты работы предпри­ятия. Директ-костинг, близкий к его сегодняшнему пониманию, появился лишь в начале XX в. Фактическое внедрение системы директ-костинга впервые произошло в США в 1953 г.

Директ-костинг направлен на:

Основным инструментом для ана­лиза затрат в директ-костинге являют­ся суммы покрытия, или маржиналь­ная прибыль. В методе сумм покрытия, используемом для управленческих целей, основой калькуляции являются не издержки, а рыночная цена продукта. Цель использования сумм покрытия – определить, принес ли калькулируемый продукт прибыль или убыток.

Сумма покрытия продук­та представляет собой разницу между величиной чистой выручки (без косвенных налогов и платежей) и переменными затратами по данному продукту, и включает в себя определен­ные доли прибыли и покрываемых по­стоянных затрат предприятия. При этом для определения прибыли отдельного продукта постоянные издержки распределяются не пропорционально по продуктам, а рассчитываются на базе сумм покрытия (их относят не к продуктам, а группам продуктам, местам возникновения: издержки основных подразделений (сумма покрытия I); издержки основных подразделений по группам продуктов (сумма покрытия II); издержки вспомогательных подразделений (сумма покрытия III); издержки функциональных отделов (сумма покрытия IV); издержки всего предприятия (сумма покрытия V). На продукты относят лишь те издержки, которые непосредственно связаны с их производством и меняются с изменением объемов выпуска). С точки зрения контроллинга по­казатель суммы покрытия гораздо лучше, чем показатель прибыли, ха­рактеризует промежуточный результат деятельнос­ти предприятия и его центров ответ­ственности. Из общих сумм покрытия продуктов складывается брутто доход предприятия за конкретный период. При этом расчет суммы покрытия следует проводить с различ­ной степенью детализации. При составлении производствен­ной программы предпочтение долж­но отдаваться тем видам продукции, удельная сумма покрытия по которым выше. Удельная сумма покрытия, или сумме покрытия на единицу продук­ции, — это разница между ценой ре­ализации единицы продукции и удель­ными переменными затратами. Сис­тема директ-костинга заостряет вни­мание руководства предприятия на из­менении суммы покрытия по предпри­ятию в целом и по различным издели­ям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, т.к. разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не за­тушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на се­бестоимость конкретных изделий.

Благодаря расчету сумм покрытия дифференцировано анализируют­ся постоянные издержки и результаты деятельности предприятия, осуществляется планирование прибыли с учетом колебания загрузки мощностей и исходя из ожидаемой выручки и сумм покрытия разных уровней – планирование прибыли отдельных групп продуктов и предприятия.