Анализ прибыли в системе директ-костинг
СПРАВКА. Cистема директ-костинг (direkn-costing) широко распространена во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод получил наименование учета частичных затрат или учета сумм покрытия, в Великобритании его называют учетом маржинальных затрат, во Франции — маржинальной бухгалтерией или маржинальным учетом. История директ-костинга насчитывает несколько веков. Однако первые исследования в данном направлении касались лишь классификации затрат на прямые и накладные, а также вопросов порядка их включения в себестоимость или отнесения на результаты работы предприятия. Директ-костинг, близкий к его сегодняшнему пониманию, появился лишь в начале XX в. Фактическое внедрение системы директ-костинга впервые произошло в США в 1953 г.
Директ-костинг направлен на:
учет по конечному результата, т.е. на показатель реализации или оборота, что достигается путем расчета сумм покрытия (разницы между величиной чистой выручки и переменных затрат) по каждому направлению деятельности и в целом по предприятию, и определение сумм покрытия в разрезе групп продуктов, центров ответственности, покупателей, зон реализации и т.д.;
учет по изделиям только переменных затрат и определение переменной себестоимости;
списание постоянных затрат в части общепроизводственных расходов, затрат вспомогательных цехов, общехозяйственных расходов на уменьшение финансового результата за период;
организацию учета в зависимости от иерархии мест формирования затрат. Вследствие этого в себестоимость по месту формирования затраты включаются нарастающим итогом, причем учитываются только прямые для этого места затраты.
Основным инструментом для анализа затрат в директ-костинге являются суммы покрытия, или маржинальная прибыль. В методе сумм покрытия, используемом для управленческих целей, основой калькуляции являются не издержки, а рыночная цена продукта. Цель использования сумм покрытия – определить, принес ли калькулируемый продукт прибыль или убыток.
Сумма покрытия продукта представляет собой разницу между величиной чистой выручки (без косвенных налогов и платежей) и переменными затратами по данному продукту, и включает в себя определенные доли прибыли и покрываемых постоянных затрат предприятия. При этом для определения прибыли отдельного продукта постоянные издержки распределяются не пропорционально по продуктам, а рассчитываются на базе сумм покрытия (их относят не к продуктам, а группам продуктам, местам возникновения: издержки основных подразделений (сумма покрытия I); издержки основных подразделений по группам продуктов (сумма покрытия II); издержки вспомогательных подразделений (сумма покрытия III); издержки функциональных отделов (сумма покрытия IV); издержки всего предприятия (сумма покрытия V). На продукты относят лишь те издержки, которые непосредственно связаны с их производством и меняются с изменением объемов выпуска). С точки зрения контроллинга показатель суммы покрытия гораздо лучше, чем показатель прибыли, характеризует промежуточный результат деятельности предприятия и его центров ответственности. Из общих сумм покрытия продуктов складывается брутто доход предприятия за конкретный период. При этом расчет суммы покрытия следует проводить с различной степенью детализации. При составлении производственной программы предпочтение должно отдаваться тем видам продукции, удельная сумма покрытия по которым выше. Удельная сумма покрытия, или сумме покрытия на единицу продукции, — это разница между ценой реализации единицы продукции и удельными переменными затратами. Система директ-костинга заостряет внимание руководства предприятия на изменении суммы покрытия по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, т.к. разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий.
Благодаря расчету сумм покрытия дифференцировано анализируются постоянные издержки и результаты деятельности предприятия, осуществляется планирование прибыли с учетом колебания загрузки мощностей и исходя из ожидаемой выручки и сумм покрытия разных уровней – планирование прибыли отдельных групп продуктов и предприятия.
- Часть II
- Содержание Введение
- Тема 6. Анализ производства и реализации продукции Лекция 6. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств
- Анализ объема производства продукции
- Анализ выполнения плана по номенклатуре, ассортименту и структуре продукции
- Ассортимент-перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них
- Анализ качества и конкурентоспособности продукции
- Резервы роста объема производства и реализации продукции
- Контрольные вопросы к теме 6
- Тема 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов Лекция 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
- Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Анализ производительности труда
- 1. Анализ влияния использования календарного фонда рабочего времени на уровень производительности труда
- 2. Анализ влияния качества использования рабочего времени на уровень производительности труда
- 3. Анализ влияния структуры, промышленно-производственного персонала на уровень производительности труда
- 4. Анализ влияния изменения производительности труда отдельных групп рабочих на производительность труда
- 5. Анализ влияния структурных сдвигов на производительность труда
- 6. Анализ влияния технического прогресса на производительность труда
- 7. Анализ влияния уровня кооперирования на производительность труда
- Использование фонда заработной платы [5]
- Анализ соотношения темпа роста производительности труда и средней заработной платы работников
- Контрольные вопросы к теме 7
- Анализ обеспеченности предприятия основными средствами
- Анализ эффективности использования основных средств и нематериальных активов, выявление резервов
- Контрольные вопросы к теме 8
- Тема 9. Анализ эффективности использования материальных ресурсов Лекция 9. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов, выявление резервов
- Контрольные вопросы к теме 9
- Тема 10. Анализ себестоимости продукции Лекция 10. Анализ себестоимости продукции
- Общая схема анализа себестоимости продукции (работ, услуг)
- Анализ затрат на рубль продукции
- Анализ сметы затрат на производство и реализацию продукции
- Анализ себестоимости отдельных видов изделий
- Резервы снижения себестоимости продукции
- Методика расчета влияния факторов первой группы на себестоимость продукции.
- Методика расчета влияния второй группы факторов на снижение себестоимости продукции.
- Методика расчета влияния факторов третьей группы.
- Контрольные вопросы к теме 10
- Система показателей для анализа прибыли
- Анализ состава и динамики прибыли за отчетный период
- Факторный анализ прибыли от обычных видов деятельности
- Анализ прибыли от обычной деятельности по отдельным видам продукции
- Резервы роста прибыли и рентабельности
- Суммарные издержки
- Контрольные вопросы к теме 11
- Тема 12. Анализ распределения и использования прибыли Лекция 12. Анализ распределения и использования прибыли
- Анализ формирования чистой прибыли до налогообложения и налогооблагаемой прибыли
- Анализ изменения налогооблагаемой прибыли
- Анализ распределения чистой прибыли после налогообложения
- Контрольные вопросы к теме 12
- Тема 13. Анализ эффективности использования оборотных средств Лекция 13. Анализ эффективности использования оборотных средств
- Система показателей эффективности использования оборотного капитала
- Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
- Контрольные вопросы к теме 13
- Тема 14. Анализ эффективности использования капитала предприятия в целом Лекция 14. Анализ эффективности использования капитала предприятия в целом
- Анализ прибыли в системе директ-костинг
- Факторный анализ прибыли и рентабельности на основе сумм покрытия
- Факторный анализ рентабельности в системе директ-костинг
- Контрольные вопросы к теме 15
- Тема 16. Анализ инвестиционной деятельности Лекция 16. Анализ инвестиционной деятельности
- Оценка эффективности портфеля ценных бумаг
- Анализ эффективности лизинговых операций
- Контрольные вопросы к теме 16
- Тема 17. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования Лекция 17. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования
- Баланс предприятия как источник информации для анализа финансового состояния
- Анализ активов баланса
- Пример анализа активов предприятия
- Контрольные вопросы к теме 17
- Тема 18. Анализ финансовой устойчивости Лекция 18. Анализ финансовой устойчивости
- Оценка платежеспособности предприятия
- Оперативная оценка платежеспособности предприятия
- Оценка финансовой устойчивости
- Оценка кредитоспособности предприятия
- Контрольные вопросы к теме 18
- Тема 19. Особенности анализа и оценки неплатежеспособности субъектов хозяйствования Лекция 19. Особенности анализа и оценки неплатежеспособности субъектов хозяйствования
- Пример анализа и оценки неплатежеспособности промышленного предприятия
- Анализ структуры актива бухгалтерского баланса и его основных разделов
- Значения коэффициентов для анализа финансового состояния организации
- Контрольные вопросы к теме 19
- Контрольные вопросы к теме 20
- Тема 21. Виды и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности Лекция 21. Виды и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности
- Виды анализа хозяйственной деятельности
- Информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности
- Контрольные вопросы к теме 21
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Герасимова Виктория Иосифовна Харевич Григорий Леонидович Анализ хозяйственной деятельности
- Часть II
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.